1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Зачем компании становиться Digital?

Зачем компании становиться Digital?

20.09.2019

    О цифровизации мы сегодня слышим со всех сторон. Даже странно, что при таком внимании к этому вопросу ещё осталось что-то не оцифрованное. Вместе с тем, конечно, гул голосов по поводу цифровизации не приводит автоматически к тому, что компании начинают этим заниматься. Компании прислушиваются и присматриваются как ко всему новому. И совершенно очевидно, что нет смысла за всякое новое хвататься — так никаких ресурсов не хватит.

    Значит, для того, чтобы начать заниматься цифровизацией, становиться Digital компанией, нужны веские причины. Попробуем их перечислить, не претендуя на исключительность и полноту.

    Первая группа причин — назовём её «первичная цифровизация» или цифровизация начального уровня. Это всем известная автоматизация — прежде всего, учётных процедур и рутинных процессов в обеспечивающих подразделениях компании — бухгалтерии, финансовой службе, логистике, закупе, кадровых подразделениях.

    Для чего компании это делают? Как минимум потому, что этого требует государство — предоставлять всё более детализированную отчетность, по которой, при необходимости, нужно будет дать детальные пояснения. Кроме того, менеджмент компании всё более интегрирует бухгалтерию в оперативный управленческий контур, поэтому нужна скорость и точность предоставляемых данных.

    Автоматизация учётных процедур идёт уже долгие годы и десятилетия. В целом здесь всё и всем понятно — никого не нужно убеждать, что это нужно. Однако многим предприятиям простой автоматизации учёта мало, и они переходят на ERP-системы, которые позволяют обеспечить прослеживаемого всех видов ресурсов задолго от их входа на предприятие до уже готовой продукции.

    Некоторые компании идут ещё дальше и интегрируют свои ERP-системы с аналогичными системами поставщиков и клиентов, обеспечивая возможность влиять на показатели не только в пределах своей организации, но и далеко за её пределами.

    Всё это позволяет компаниям повышать такой важнейший показатель как рентабельность активов: работать на всё меньших запасах, увеличивать загрузку оборудования — просчитывать возможные простои и догружать их, эффективно управлять закупками и отгрузками. Ресурсов столько же, активы те же, а эффективный выход — всё больше и больше.

    Причины, по которым компании начинают заниматься автоматизацией, или повышают степень зрелости автоматизации — часто не вполне очевидны. Мы наблюдаем ситуации, что если у компании нет вынужденности инвестировать в автоматизацию, она и не будет это делать. На опережение работают единицы. Остальные же начинают действовать, когда ситуация уже валится из рук — когда претензии предъявляют либо клиенты, либо поставщики, либо внутренние подразделения компании ругаются друг с другом из-за непрозрачности того, что в реальности происходит в компании.

    Вторая группа причин — назовём её «Стандартная цифровизация» — начинается тогда, когда компания первично уже представляет, как она сама работает, это представление отражено в базовой учётной системе. В частности, фиксируется всё, что поступает в систему, кому и куда передаётся, и что возникает на выходе. Компания научилась замерять показатели на входе и показатели на выходе, но пока активно на эту ситуацию не влияет.

    Настоящее влияние и настоящие эффекты от цифровизации возникают тогда, когда компания приступит к цифровизации своих бизнес-процессов. Поскольку мы уже научились измерять вход и выход, теперь нам нужно разбираться что же происходит внутри самого бизнес-процесса. И здесь у компании появляется масса доступных на сегодня инструментов и готовых решений, как сделать свои бизнес-процессы менее затратным, более быстрыми, менее сложными. На этом этапе компания как система получает возможность быстро работать с обратной связью — от рынка, от клиентов, от поставщиков, от подразделений самой компании.

    Третья группа причин — «Продвинутая цифровизация». В рамках этой группы причин компания становится готова пересмотреть свою бизнес-модель и отнестись к ней максимально критично: обеспечивает ли наша текущая бизнес-модель необходимый нам задел по конкурентоспособности? Не кажемся ли мы нашим клиентам устаревшими? Не просматривается ли на нашем рынке конкурент с подрывной бизнес-моделью, который вот-вот придёт и заберёт наш рынок, оставив нам одни крохи?

    Настоящая или продвинутая цифровизация — это заглядывание на новые рынки, на которые мы даже и не смотрели раньше; продвинутая цифровизация — это удовлетворение новых потребностей наших клиентов совершенно новыми способами, о которых мы раньше и не думали; продвинутая цифровизация — это настоящий кратный рост выручки и прибыли, потому что мы должны не просто автоматизировать все то, что мы раньше делали, мы должны теперь начать делать что-то совершенно другое, которое и выглядит, и производится по-другому. Наш продукт должен стать цифровым, виртуальным, — полностью или частично. Наш продукт теперь должен отвечать совершенно новым запросам наших клиентов — в частности, наш продукт должен быть теперь в смартфоне. И не важно, что вы производите — услугу или материальный продукт: вы должны найти возможность забраться в смартфон к вашему клиенту, стать программным обеспечением.

    Если компания думает о цифровизации, понимая эти этапы, идёт в этот процесс осмысленно, постоянно говорит об этом со своими сотрудниками, есть все шансы, что в ближайшие 10–15 лет эта компания будет яркой звездой на экономическом небосклоне.

    Что будет дальше — никто не знает.

    Может быть, сама реальность станет цифровой?...

    Смотрите также

      Лондонская методика развития личности

      14.01.2020

        Цифровизация приходит извне, говорят гуру. Но иногда цифровизация приходит изнутри: кейс компании «Кодак»

        23.09.2019

          Проведена стратегическая сессия компании «КОМТРАНС»

          27.06.2018

            Стратегия эксплуатации идентичности

            26.04.2018

              Главный недостаток системы Каменщика

              08.09.2017

                Критерии и ограничители стратегии второго (уточняющего) уровня

                16.08.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».