09.11.2017
Есть особое профессиональное заболевание в среде стратегических консультантов — повышенный интерес к различным бизнес-теориям и подходам. В частности, я навязчиво коллекционирую альтернативные определения понятия «стратегия». Кажется, что каждое из них жемчужина, и каждое проливает свет на проблему. Сегодня хотелось сделать небольшой обзор этих определений в надежде чуть-чуть приблизиться к истине.
Профессор Александр Николаевич Сазанович подчеркивает, что поиск определения понятия «стратегия» есть вовсе не праздное занятие, ибо «от определений, которые мы используем, зависят наши действия, а от наших действий зависит наша судьба».
Есть классические определения понятия «стратегия», предложенные именитыми авторами в бизнес-литературе:
Генри Минцберг подчеркивает: «Важно помнить, что никто никогда не видел ни одной стратегии и не прикасался к ней; каждая стратегия суть изобретение, фигмент чьего-то воображения — сформирована ли она в виде намерений, направляющих поведение до того, как оно будет иметь место, или выведена в виде образца, описывающего поведение, которое уже случилось». (The Strategy Process, 4th ed., 2003, p. 8; издана на русском: «Стратегический процесс», 2001.)
Вместо единого определения Генри Минцберг приводит свои знаменитые пять альтернативных определений (пять «П» стратегии) («Стратегическое сафари», 2013, стр. 18–23):
Еще книжные определения:
Чтобы чуть размягчить неумолимый гранит науки, приведенный выше, хочу перечислить несколько «недоопределений» стратегии из нашей практики. Мы их называем «недоопределениями», потому что эти описания явно не дотягивают до хоть какой-нибудь претензии на полноту и объемность. Они выхватывают и «подсвечивают» отдельные характеристики явления под названием «стратегия».
Профессор Сазанович подчеркивает в своих лекциях, что мудрецы от бизнеса пишут толстые книги, но на самом деле «морочат нам голову», потому что во всем этом потоке сведений настоящее определение стратегии утаивают и никому не дают, ведь оно сообщает большие преимущества тому, кто его знает. А кто же по собственной воле выдаст «грибное место»? Настоящее определение стратегии, настоящий рецепт успеха хранится в секрете, подчеркивает профессор Сазанович.
Сокращенное определение от самого профессора Сазановича:
«Стратегия — это прямой путь к золоту».
Полное «гроссмейстерское» определение понятия стратегии от профессора Сазановича:
«Стратегия — это плановый документ, определяющий направление «главного удара» в рыночном и ресурсно-организационном развитии организации, с рубежом, который формирует её качественно новое обликовое будущее состояние (обычно в горизонте планирования 3, или 4, или 5 лет) относительно её роли и места в расстановке отраслевых сил и который создаёт активы нового поколения с их значительно большей рыночной стоимостью и новым уровнем их инвестиционной привлекательности. Данный документ определяет выбранный на перспективу диапазон и границы видов деятельности, которые будет вести организация; особую структуру ресурсов, технологий и компетенций бизнеса; главные разделяемые коллективом ценности внутреннего уклада жизни; её конкурентные отличия в действующих активах по годам реализации стратегии (создающие каждый раз «модель прибыли» достаточную для запланированного роста), а также механизмы и темпы достижения стратегических рубежей за доступные организации средства. Одновременно стратегия — это решения, в соответствии с которыми компания распределяет ресурсы в текущее время (сейчас), чтобы достичь долговременных целей в будущем».
(Источник: http://стратегическаясессия.рф/что-такое-стратегия-и-что-такое-нестратегия-аккуратное-определение-понятия-стратегии,-подходящее-для-подготовки-на-неё-тз)
Иммануил Кант в свое время предложил несколько альтернативных определений понятия «категорический императив», при этом настаивая — при всех их явных серьезных и бросающихся в глаза различиях — на полной эквивалентности и тождественности этих определений. Примерно так же поступил мой коллега и партнер Евгений Печёрин, но уже применительно к понятию «стратегия». В своих выступлениях он предлагает серию из трех альтернативных определений одного и того же понятия (первое и последнее из них принадлежат самому Евгению, а второе нашему председателю и духовному лидеру профессору Сазановичу):
Под конец охарактеризую собственное представление о стратегии. С моей точки зрения, стратегия — это не документ, не выбор, не решение, не цель (и не набор целей), не план действий, не бюджет и не программа инвестиций. Стратегия — это портфель возможностей, которые мы видим в конкретный момент времени. Стратегия — это набор предположений о том, каковы наши действительные возможности. И скажу даже более сердито и «операционально»: стратегия — это структурированный разговор о возможностях кратного увеличения выручки и прибыли компании без вложения инвестиций (или с небольшими инвестициями).
Конечно, мое описание стратегии ни в какое сравнение не идет с фундаментальным и исчерпывающим определением профессора Сазановича. Вместе с тем, надеюсь, что оно выхватывает важную, прагматичную сторону стратегии. По крайней мере за ним стоит конкретная отработанная нами «технология разговора, приводящего к прибыли», методика подготовки и проведения стратегической сессии и формулирования стратегии.
И еще хотелось бы подчеркнуть два момента:
Если у вас возникли вопросы, мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.
123100, Москва, Пресненская набережная,
дом 12, Башня Федерация
Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».