25.06.2020
Риск — это часть нашей повседневной жизни. Мы рискуем, чтобы выиграть, чтобы обеспечить себе будущее. В глобальном смысле риск является одним из факторов развития человечества. Если мы не рискуем, то стоим на месте.
Но что же такое РИСК? Слово риск всем знакомо, на европейских языках звучит практически одинаково. Его стали часто употреблять специалисты в разных сферах. Как правило, в негативном смысле. Но значит ли, что риск — это всегда опасность и всегда что-то плохое? Можно ли его обратить себе на пользу, можно ли им управлять?
Сегодня мы говорим не о повседневном риске каждого человека, связанным с пользованием газом, спичками, ездой на велосипеде или автомобиле; не о биологическом понимании риска, связанном с опасностью, стрессами и т.п., а о рисках в деятельности нефинансовых организаций и предприятий.
Все, что связано с рисками в деятельности компаний, обычно называют риск-менеджментом, или говоря по-русски, управлением рисками. Это выявление рисков, их анализ и оценка, воздействие на риски или защита от них.
Несмотря на то, что Управление рисками широко применяется в мире уже более 20 лет, в России риск-менеджмент не популярен и практически не известен собственникам и топ-менеджерам малого и среднего бизнеса. Исключение составляют крупнейшие корпорации России, в которых есть системы управления рисками.
Единого определения у понятия риск нет, и это связано с тем, что оно используется в самых разных сферах деятельности – в бизнесе, в науке, в повседневной жизни.
Если говорить о деятельности компании, то риск — это неопределенное внешнее или внутреннее событие, влияющее на достижение целей компании. Что важно подчеркнуть — каждый риск имеет понятные причины и последствия.
https://static.tildacdn.com/tild3035-3266-4232-b937-366632656334/2377.png
Риск характеризуют два параметра — ущерб, который может возникнуть в результате события, и вероятность того, что это событие произойдет.
Самое главное в начале разговора о риске — это необходимость разделить понятия НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ и РИСК.
Символом риска для большинства людей является рулетка и кости (кубики).
https://static.tildacdn.com/tild6530-3362-4461-b735-613231653731/2378.png
https://static.tildacdn.com/tild6530-3362-4461-b735-613231653731/2378.png
Но это не так. Рулетка и кости — это символ неопределенности. А риск нельзя приравнивать к ней.
Неопределенность связана с будущим, которое в принципе непредсказуемо, а также с альтернативами и выбором.
Риск связан с неопределенностью, но считается, что риск возникает у человека или субъекта принимающего решение.
Как говорится, риск в глазах смотрящего!
Приведем простой пример неопределенности в нашей жизни. Какой будет курс евро через неделю? Мы можем угадать, но абсолютно точно мы этого не знаем. Но есть ли для нас риск в том, какой будет курс, и в чем он заключается?
1) Если вы никак не связаны с данной валютой – не собираетесь покупать или продавать евро, экспортировать или импортировать продукцию, например, в Европу, то у вас нет риска, связанного с курсом евро.
2) Но если вы планируете через неделю купить, допустим, 1000 евро, то Ваш риск заключается в том, что курс валюты пойдет вверх.
3) Если же вы планируете, наоборот, продать 1000 евро, то Ваш риск в том, что курс валюты пойдет вниз.
Отсюда мораль — неопределенность объективна, а риск зависит от точки зрения.
Исследования говорят, чем более неопределенная ситуация для человека, тем более неправильное решение он примет!
Концепция, что рисками в бизнесе можно управлять, бурно развивалась во всем мире с конца ХХ века и на сегодня мы имеем парадоксальный результат. Ведущие риск-менеджеры и в России, и в мире говорят о том, что риск-менеджмент с его методами, разработанными 20-30 лет назад, устарел полностью, и требуется ребрендинг риск-менеджмента. Т.е. нужно не управлять рисками, а говорить о шансах на успех. Наиболее продвинутая концепция сегодня состоит в том, что управление компанией должно быть риск-ориентированным. Или иначе — предприниматели и управленцы должны принимать свои ключевые решения с учетом рисков.
Но возникает вопрос — а для чего предпринимателям, топ-менеджерам тратить силы, время и средства на какое-то управление рисками?
Этот вопрос, эта тема особенно актуальна в период кризиса, так как анализ рисков (а это и угроза, и новая возможность) становится и условием выживания компании, и важным конкурентным преимуществом в условиях неопределенности и непредсказуемости внешней среды.
Сама жизнь предоставила один из лучших кейсов о целях, задачах и эффекте от управления рисками. Простое и понятное обоснование мер по управлению рисками от В.В.Путина (диалог Президента с Потаниным 05 мая 2020г. по поводу ЧП в Норильске). Лучше потратить несколько миллионов и предотвратить ЧП, чем потом тратить десятки миллиардов на компенсацию убытков, уплату штрафов. (https://www.youtube.com/watch?v=CX3vESHS94A).
https://static.tildacdn.com/tild6533-6161-4463-b265-303764646562/2380.png
Одна из проблем состоит в том, что в обычной деятельности руководители компаний считают, что они знают все свои риски и у них все под контролем. Но оказывается 95% рисков мы не видим. Не хотим видеть и не можем видеть по самым разным причинам. Больше того, управление рисками противоречит человеческой природе!
Это явление выявлено и хорошо изучено достаточно новой наукой «поведенческой экономикой» и называется когнитивные искажения или проще — ментальные ловушки.
Т.е. интуитивным образом управлять рисками в деятельности своей компании не получится. Но хорошая новость на сегодня состоит в том, что никаких специфических знаний для управления рисками (защиты от рисков) не нужно. Нужны лишь практические инструменты и работающие методы.
В управлении рисками достаточно много инструментов и методов для самых разных ситуаций и условий. Выбор зависит от желания их применять, готовности компании к внедрению (например, наличия финансовой модели бизнеса), корпоративной культуры.
В любом случае, управление рисками — это и важный элемент корпоративного управления, и, самое главное, это практический инструмент принятия взвешенных и осознанных решений руководителями и сотрудниками организации.
Сегодня часто можно услышать вопрос — ну и зачем нам управление рисками в компании, если риск-менеджеры не способны предсказать появление короновируса, пандемии и кризис в связи с этим?
На самом деле «пандемию» более правильно рассматривать не как риск, а как фактор для реализации других рисков (в частности, риски непоставки сырья и комплектующих, кадровые риски, неплатежи контрагентов и прочие). Крупные компании, которые видели эти риски заранее и предприняли заранее действия для минимизации этих рисков, существенно снизили последствия от «пандемии». Риск-менеджмент теперь стал более востребован!
Управление рисками не является средством от всех болезней и не является универсальной палочкой-выручалочкой, которая спасает от всех неприятностей и непредсказуемости нашей переменчивой жизни. Но риск-менеджмент может «подсветить», указать проблемные точки, расставить приоритеты. Подготовить компанию заранее к неожиданным события, учесть все риск-факторы, разработать антикризисные сценарии, особенно проработать план действий по обеспечению непрерывной деятельности в случае маловероятных, но критичных угроз.
По существу, суть риск-менеджмента в обеспечении непрерывности бизнеса при любых непредвиденных причинах. Да, в условиях пандемии управление компанией стало антикризисным, но это не должно быть неожиданностью, это должно быть проработано заранее! Должны уже быть планы реагирования на редкие события. Примером положительной работы с биологическими рисками (а они, по существу, стоят в одном ряду со стихийными бедствиями, пожарами, технологическими авариями и даже военными конфликтами) является опыт работы транснациональных компаний. Они работают в разных регионах планеты, в разных странах и у них есть заранее разработанный протокол на каждый подобный случай. Поэтому в экстренной ситуации не приходится действовать интуитивно в условиях нехватки времени, а работать по плану выхода из кризисной ситуации.
**Управление рисками — это не предсказание и не прогнозирование. Это настрой на готовность к разного рода неопределенностям и умение вовремя отреагировать, чтобы выйти из ситуации с минимальными потерями или без них. И достичь поставленных перед компанией целей.
** Владимир Здунов
Об авторе
Владимир Здунов — к.э.н., AT31000 — сертифицированный тренер по управлению рисками.
**Более 20 лет руководства финансово-экономическими службами промышленных предприятий и банков, 24 года преподавательской деятельности.
Как эксперт-аналитик, готов дать комментарии по следующим профилям:
**Проводит семинары по темам:
Если у вас возникли вопросы, мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.
123100, Москва, Пресненская набережная,
дом 12, Башня Федерация
Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».