1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Уберизируйся прямо сейчас: почему стать платформой легче, чем вы думаете

Уберизируйся прямо сейчас: почему стать платформой легче, чем вы думаете

17.07.2018

    Наступило время платформ, рынки повсюду «платформизируются». Однако у компаний и предпринимателей есть предубеждения, останавливающие их в развитии в этом направлении. Предприниматели смотрят на платформы сквозь призму традиционных моделей ведения бизнеса и видят в них огромные инвестиции. Хотя именно это неправда относительно платформ, и именно в этом секрет их успеха.

    Многие наши клиенты создают собственные платформы. «Уберизация наступает», — говорят они. «Если это сделаем не мы, то это сделают другие». Лучше мы сами съедим себя заранее, чем окажемся съеденными нашими конкурентами. Тем более, что, в общем-то, не жалко: ведь настолько перспективное это дело.

    Безусловно, повальная платформизация рынков — ключевое веяние нашего времени. XIX и XX века были периодом индустриализации производства, периодом перехода от кустарных производств к массовым, к конвейерным. XXI век становится эпоъой индустриализации и конвейеризации маркетинга и продаж, рыночных и социальных взаимодействий как таковых. «Фейсбук», «Твиттер», LinkedIn и Tinder поменяли то, как мы общаемся, остаемся в курсе новостей, ищем работу, ходим на свидания. Booking и Airbnb поменяли то, как мы путешествуем и останавливаемся на ночь в других городах и странах. «Убер», «Яндекс-такси» и BlaBlaCar поменяли то, как мы передвигаемся по городу. Coursera и Udemy поменяли или вот-вот поменяют то, как мы получаем образование. «Яндекс-здоровье» вот-вот поменяет то, как мы прибегаем к услугам здравоохранения.

    Это фундаментальные сущностные преобразования, которые уже наступили, либо с огромной скоростью происходят вообще во всех отраслях и сферах, за редким исключением. Новые платформенные компании и бизнес-модели, новые фейсбуки, уберы и телеграмы возникают из ничего и растут как на дрожжах. Даже вроде бы защищенные от этого немассовые B2B-рынки вовсю движутся в этом направлении. И даже государственные органы вовсю разрабатывают и реализуют стратегии в этой области.

    Некоторые смотрят на платформы как на абсолютно положительный фактор, как на шанс повысить зрелость, профессиональность, предсказуемость, прозрачность и безопасность тех рынков, на которых они принимают участие. Данные руководители и компании хотели бы превратить тот «рынок лимонов», с которым они имеют дело, в прозрачную, безопасную и здоровую среду.

    Как же подступиться к тому, чтобы воспользоваться этой революцией, прежде чем она воспользуется вами?

    Многие допускают ошибку, думая, что секрет запуска платформы состоит в массированном маркетинге с той целью, чтобы максимально быстро «набрать массу» и приобрести эффект масштаба. Начинают подсчитывать, сколько может стоить подобное масштабное продвижение, и приходят к выводу, что «игра в платформы» — это по-настоящему затратное мероприятие и дело больших компаний.

    Вместе с тем, секрет развития платформ состоит далеко не столько в «наращивании массы» за счет масштабного продвижения. Как прекрасно описали Дж. Паркер и соавторы в «Революции платформ» (Манн, Иванов и Фербер, 2017), платформа функционирует за счет сетевого эффекта. А сетевой эффект, подчеркивают авторы, есть вовсе не эффект масштаба как таковой, вовсе не «эффект количества»; сетевой эффект — это в первую очередь «эффект качества», «эффект ценности».

    Проблема не в массе как таковой, проблема в обеспечении ценности взаимодействий. Масштаб и масса рождаются как результат обеспечения высокой ценности взаимодействия для участников. Не будем забывать, что «Фейсбук» запустился в одном отдельно взятом университете. Ему не была нужна реклама, ему не была нужна «критическая масса». Просто он с первого дня приносил своим участникам высокую ценность нахождения на платформе и взаимодействия на ней. А они уже втянули всех остальных, весь остальный мир.

    Секрет успеха платформ состоит в «перекрестном самостимулировании» участников. Платформы развиваются не за счет масштаба и рекламы, но за счет «сетевых эффектов», за счет эффектов «затягивания в воронку». Платформы сменили традиционный push-маркетинг, т. е. «проталкивающий», «впаривающий» маркетинг — на pull-маркетинг, на «вытягивающий, засасывающий» маркетинг. «Фейсбук» совсем не тратит деньги, чтобы привлечь наше внимание: мы сами идем туда на флажки, которые возникают в связи с активностью друзей. «Твиттер» не продвигает себя, он просто создал площадку для контента — твитов — людей, и нас затягивает этот контент. Фактически, платформы — это «контент-маркетинг на стероидах», просто, если в традиционной, «конвейерной» бизнес-модели контент нужно создавать самому, то в платформенной бизнес-модели контент создается участниками платформы бесплатно. Airbnb не платит людям за размещение фотографий тех комнат, которые они предлагают в аренду, «Твиттер» не платит пользователям за размещение твитов, LinkedIn не платит участникам за размещение своих резюме.

    Именно поэтому платформы столь быстро растут и масштабируются: им не нужны ресурсы, они используют ресурсы участников.

    Создавая платформу, подумайте об этом — о том, что станет тем ценным ядром информации и взаимодействий, благодаря которому участникам захочется быть на платформе снова и снова.

    Смотрите также

      Продавай, не продавая: как получать удовольствие от бизнеса, не теряя веру в человечество

      Продажи — вид деятельности, который сопровождает нас на каждом шагу: много раз в день ты что-то продаёшь сам, либо тебе что-то пытаются продать. Нам нравится, когда продажа происходит без давления, без уговаривания.

      06.03.2023

        Из чего сделаны проекты развития?

        05.12.2019

          Второй день стратегической сессии: как обеспечить «взлет» стратегических проектов?

          15.05.2018

            Болезни стратегических сессий

            26.10.2017

              Секрет успешного директора по развитию — стратегия быстрых побед

              21.08.2017

                «Болотонастороженность» как рекомендуемое управленческое состояние первых лиц по отношению к своим компаниям, работающим на рынке более 10–15 лет

                07.08.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».