1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Стратегия и толстый курильщик: проблема сложнее, чем может показаться

Стратегия и толстый курильщик: проблема сложнее, чем может показаться

21.07.2017

    Считается, что проблема организационных преобразований — это, по большому счету, проблема решимости их осуществить. Понимание того, куда двигаться, как правило, есть. Собственник или управленец должен понагнетать обстановку, собрать волю в кулак, ударить этим кулаком по столу, добиться исполнения стратегии.

    В частности, этот подход описан в известной книге «Стратегия и толстый курильщик» Дэвида Майстера. Автор сравнивает организацию, реализующую свою стратегию, с толстым курильщиком, улучшающим свое здоровье. У толстого курильщика абсолютно понятная стратегия, пишет автор. Ему нужно бросать курить и начинать заниматься спортом. Вся проблема — в реализации этой стратегии.

    Мы долгое время были убеждены, что дела обстоят именно подобным образом: компаниям не хватает воли выполнить стратегию. Однако сегодня мы понимаем, что данный подход упускает один категорически важный компонент преобразований.

    Проблема состоит в том, что реализуя свои организационные преобразования компании имеют дело вовсе не с податливой средой — но с укорененной «экосистемой», с «тропическими зарослями» многолетних организационных «привычек». Эти «привычки» одержали верх в развернутой эволюционной борьбе за «место под солнцем», победив при этом большое количество конкурирующих подходов к ведению дел.

    Силы воли здесь просто не хватит! Текущее положение дел в компании является отнюдь не послушным материалом, но «верхом эволюционного совершенства», достигнутым в интенсивной конкурентной борьбе. Внутренняя среда компании не прозрачна и разумно направляема, но «погружена в потемки» и иррациональна. Существующие порядки — как монстр из фильма «Чужой» — чрезвычайно живучи. Реформаторы организаций раз за разом, к своему отчаянию убеждаются в этом снова и снова.

    «Проблема толстого курильщика» вовсе не просто волевая, но «неразрешимая». Она по-настоящему серьезна, т. к. ее корни уходят глубоко. Как заставить «наркомана» поменять многолетнюю зависимость? Замещающие «привычки», разворачиваемые в компании организационными реформаторами взамен существующих, должны быть не менее сильны: им придется конкурировать с существующими привычками «в организме пациента». Разработка и реализация решения проблемы — новых организационных привычек в операционной деятельности и в удержании клиентов — является интеллектуальным вызовом и сродни проектированию антибиотика.

    Однажды один предприниматель, для компании которого мы подготовили и провели стратегическую сессию, принял решение, что проекты развития, запускаемые по итогам стратегической сессии, его компания реализует своими силами, без внешней поддержки. При этом, он попросил нас по каждому проекту сформировать его сотрудникам перечень задач. «Мы все можем сделать сами», — сказал клиент, — «Только мы не можем определить, что же конкретно делать. Вы нам скажите, что делать, а сделаем мы все сами».

    Фактически, клиент попросил нас декомпозировать проекты развития в конкретные задачи. Но это и есть самая сложная часть любого проекта! Совершить шаги — это легко; определить, какие шаги нужно совершать — вот вызов. Самая сложная часть любого проекта — это «выработка антибиотика», решение интеллектуальной задачи о том, какова должна быть «формула», «ключ» к решению проблемы.

    Сейчас в мире назревает огромная проблема: с каждым годом болезни мутируют и эволюционно адаптируются под действующие антибиотики, новых антибиотиков уже давно не разрабатывается. Скоро болезни вспыхнут с новой силой. Это громадный экзистенциальный вызов для человечества.

    Нельзя решать проблему реализации преобразований «в лоб». Внутренняя среда отнюдь не менее хаотична и непредсказуема, чем внешняя. Великолепная статья Элизабет Грейс Сондерс «Как изменить свои привычки: главное цель, а не стратегия» (http://hbr-russia.ru/karera/lichnye-kachestva-i-navyki/p13650) показывает проблему во всей ее красе. Толстый курильщик не может бульдозерным образом идти к цели, силой воли достигая своего результата. Скорее всего, у него ничего не получится. Толстому курильщику необходиму выдвинуть ряд гипотез по поводу того, каким образом он мог бы повоздействовать на свой организм — и затем раз за разом их перепробовать. Он не знает, что сработает, а что нет. Он может только выдвигать гипотезы и экспериментировать.

    Как сказал Марк Твен: «Бросать курить легко. Я делал это тысячи раз».

    Смысл в том, чтобы каждый раз пробовать «бросать курить» по-разному! Может быть, пить много воды; может быть, сосать леденцы; а может быть, ложиться спать, когда хочешь закурить. В конце концов, тот или иной пробуемый способ смены привычки, та или иная гипотеза возымеет положительный эффект.

    Смотрите также

      Почему у вас все через одно место?

      «Почему все делается через одно место?», — предъявил нам вдумчивый, преисполненный добрых намерений коллега.

      01.03.2023

        Директор по развитию — это новая прибыль для компании

        02.04.2019

          Этический кодекс директора по развитию

          22.01.2019

            Принцип торговца

            19.12.2018

              Критерии и ограничители стратегии второго (уточняющего) уровня

              16.08.2017

                Клиенты, за которых вы конкурировали, и проиграли, или Стратегия роста, работающая в любом бизнесе

                01.08.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».