1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Стратегическая сессия по онлайнизации бизнес-модели

Стратегическая сессия по онлайнизации бизнес-модели

26.07.2021

    Особенности цифровой трансформации в дезорганизованной, «феодально раздробленной» компании.

    Получили на прошлой неделе запрос о проведении стратегической сессии с целью онлайнизации бизнес-модели. Заказчик — продвинутая общероссийская сервисная компания. Компания снаружи выглядит мастодонтом, давно известной компанией-специалистом на своем рынке, но, на самом деле, внутри она уже давно стала, фактически, ИТ-компанией. Коллеги постоянно пробуют усовершенствования продукта — но при этом не всегда успевают меняться вслед за этими усовершенствованиями, не хватает «целостности». В компании очень сильна демократическая предпринимательская культура, поэтому они не любят навязывать единую стратегию сверху, но идут через убеждение, через «дозревание» руководителей. Хорошо генерят изменения, но плохо договариваются о конкретных шагах.

    Мы неоднократно писали и говорили о задачах цифровой трансформации. Мой коллега Наиль Валеев даже сделал целый онлайн-курс «Цифровая стратегия» (который — рекламная пауза! — вы можете приобрести здесь: https://www.директорпоразвитию.рф/school).

    Мы писали о том, что в компаниях зачастую есть все знания для того, чтобы цифровизироваться без привлечения каких-то экспертов или гуру по этому вопросу: https://стратегическаясессия.рф/цифровизация-приходит-извне,-говорят-гуру-но-иногда-цифровизация-приходит-изнутри-кейс-компании-кодак

    Мы писали о том, что смысл цифровой трансформации не в технологиях, а в людях, в покупателях и их потребностях: https://стратегическаясессия.рф/смысл-цифровой-трансформации

    Вместе с тем, хочется повториться и заострить внимание на нескольких тезисах.

    Этим летом вышел специальный номер, сборник статей Harvard Business Review о том, «как повысить свой цифровой интеллект» — How to Build Your Digital Intelligence — в котором приведены несколько знаковых тематических материалов журнала, выходившие за последние пару лет. В частности, там есть две статьи, которые на меня ранее произвели особое впечатление, и тезисами из которых я бы хотел поделиться.

    Профессор бизнес-стратегии Колумбийского университета Рита Макграт с соавтором написали статью Discovery-Driven Digital Transformation — можно перевести как «Первооткрывательский подход к цифровой трансформации». Профессора Фурр и Шипилов из бизнес-школы INSEAD написали статью Digital Doesn’t Have to Be Disruptive — «Цифровое не значит подрывное». Во многом авторы этих двух материалов солидарны друг с другом.

    Цифровая трансформация, пишут ученые коллеги, не означает радикальных изменений ценностного предложения компании. Люди, клиенты со своими потребностями, никуда не деваются и не уходят. Онлайнизированная бизнес-модель с высокой долей вероятности будет обслуживать все тех же клиентов со все теми же потребностями. Скорее, речь нужно вести о том, что цифровые технологии позволяют лучше, более качественно и эффективно обслуживать эти потребности. Вместо резких революционных преобразований своей бизнес-модели ищите затруднения, неоптимальности в своих операциях, бизнес-процессах, рекомендуют эксперты. «Ключевой вопрос любой стратегии цифровой трансформации: Как мы можем использовать данные и цифровые технологии для того, чтобы создать ценность для наших клиентов?».

    «Корневая» перестройка всех систем и процессов компании несет в себе слишком много рисков. Следует подойти к цифровой трансформации «инкрементально», «покусочечно», запуская подобные инициативы как серию экспериментов — быстро их сворачивая в случае неудачи, неподтверждения выдвинутых предположений. Главное в том, чтобы поддержать новые «покупательские пути» (customer journeys) вашего клиента, которые возникли в онлайн-мире — его новые способы получать и оценивать информацию, принимать решение, заказывать, получать и пользоваться товаром/услугой. А насколько при этом современна внутренняя архитектура ИТ-систем в компании — это уже второй вопрос. Главное — «интерфейсы», создающие покупательский опыт.

    При этом, предлагая, формулируя потенциальные усовершенствования — широко смотрите на ту задачу (job to be done), которую пытается решить клиент. Например видеостриминговый провайдер Netflix конкурирует не просто с телевидением и кинотеатром, но со всеми другими способами, которыми человек может провести время — с журналами, книгами, подкастами и спортивными мероприятиями.

    Возможностная модель выработки, формулирования и реализации стратегии — которую мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» открыли и многократно обкатали в десятках отраслей — как нельзя лучше соответствует «инкрементальному» подходу к цифровой трансформации. Возможностная стратегия есть не «провозвещение истины народу», но разговор с ключевыми членами команды о тех возможностях улучшения бизнеса, которые они видят сами — каждый на своем месте. Правильно организованный подобный разговор позволяет:

    1. максимально задействовать внутренние знания и ресурсы компании;
    2. резко снизить риски начинаний;
    3. точно договориться о приоритетах со сколь угодно разношерстной и разномысляшей командой — и с высокой долей успеха быстро реализовать эти приоритеты, сразу же переходя к следующему циклу изменений.

      Демократическая, плюралистическая, предпринимательская культура вовсе не является недостатком или ограничением с точки зрения возможностной стратегии, но, наоборот — особенно учитывая сложность и специфику такой задачи как онлайнизация — достоинством. Как это ни странно, чем меньше единодушия и единомыслия в команде — тем выше шансы на успех преобразований!

    Смотрите также

      Проведена стратегическая сессия челябинского лакокрасочного завода «Фест Про»

      18.11.2019

        Одиннадцать каверзных вопросов к директору по развитию

        03.08.2018

          Культ иерархии, или Почему небирюзовых организаций не существует в природе

          18.07.2018

            Стратегия эксплуатации идентичности

            26.04.2018

              Форма и содержание стратегии, или Как не следует разрабатывать стратегию региона

              04.04.2018

                Стратегия ухудшения продукции

                17.07.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».