1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Шизофреничность как неотъемлемый признак хорошей стратегии

Шизофреничность как неотъемлемый признак хорошей стратегии

15.06.2017

    В замечательной книге Генри Минцберга «Стратегическое сафари» приводится история компании Intel. Intel изначально была компанией-специалистом по производству компьютерной памяти, и именно в этой области лежала ее стратегия развития. Но через некоторое время она вдруг оказалась компанией-специалистом — мировым лидером — по производству микропроцессоров. Профессор Минцберг углубился в этот вопрос и обнаружил, что никто в компании Intel никогда не принимал ясного и судьбоносного стратегического решения перейти с производства компьютерной памяти на производство микропроцессоров. Это изменение произошло постепенно, под воздействием ряда тактических решений на многих уровнях управления в компании, принимаемых в качестве реакции на те или иные возможности, открывавшиеся перед компанией. Данное явление Минцберг окрестил «эмерджентной», или «спонтаннной» стратегией.

    Широко известен, растиражирован в программах MBA кейс компании «Хонда». Стратегия «Хонды» при выходе на американский рынок заключалась в том, чтобы завоевать долю на рынке больших мотоциклов. Им это не удалось сделать. Но при этом, они захватили рынок маломощных мотороллеров-скутеров (которые привезли с собой вовсе не для демонстрации и продажи, но для того, чтобы собственным сотрудникам передвигаться по городу).

    В своей недавней речи перед выпускниками Гарвардского университета основатель «Фейсбук» Марк Цукерберг подчеркнул, что вначале, когда они только запускали свою социальную сеть для студентов собственного университета, они мечтали о том, что кто-нибудь когда-нибудь создаст социальную сеть, которая объединит весь мир. Основатели «Фейсбук» даже не подозревали, что они же сами и окажутся этими людьми.

    Один предприниматель недавно нам рассказал, как он продавал автозапчасти, и кто-то случайно с ним однажды расплатился не деньгами, а партией архитектурного строительного материала. Пришлось найти покупателя на эту партию, чтобы вызволить деньги. И тут оказалось, что это вовсе не такой уж и плохой рынок. Сегодня этот человек — один из крупнейших производителей этого материала в стране и ближнем зарубежье.

    Есть распространенный предрассудок о том, что стратегия должна быть четко продуманной «многоходовой комбинацией», что все элементы стратегии должны поддерживать и усиливать друг друга, должны быть тесно взаимосвязаны (tightly coupled), или «плотно подогнаны» друг к другу. Это, мягко говоря, не совсем так. Элементы эффективной стратегии зачастую являются слабо увязанными (loosely coupled) друг с другом. В стратегии обязательно должен быть «люфт», «допуск», «рыхлость связок» — позволяющая компании не просто бульдозерным образом идти к раз и навсегда установленной цели, но чутко реагировать на возможности внешней среды, и не упускать этих возможностей.

    На недавней стратегической сессии у клиента был коллективно рассмотрен ряд идей о развитии компании клиента, и был сформирован портфель этих идей в качестве стратегии. Но прямо на мероприятии один из собственников компании начал лоббировать еще одну идею — которая немного отстояла от других, представляла совсем новое направление, и нарушала уже согласованную концепцию будущего. Мы не стали сильно сопротивляться — ввиду приведенных выше примеров. Стратегия была пересогласована и принята в новом виде — вместе с проектом-«белой вороной», нарушающим стройную картину вещей.

    Не нужно стремиться к излишней унифицированности стратегии. Стратегия — это не абстрактное научное упражнение. Стратегия есть активная попытка ухватиться за возможности среды. Это не жесткий план мероприятий, это комплект предположений о возможном, набор ставок и опционов, портфель экспериментов. Эксперименты, составляющие стратегию, должны проверять среду на «податливость» в различных направлениях. В стратегии — на сущностном уровне — обязана быть доля противоречивости, разнонаправленности, эксцентричности. Ведь самое главное требование к стратегии — это эффективность! Продукты должны продаваться, прибыль должна расти, стоимость бизнеса должна расти. Стратегия должна позволить компании «крепко вцепиться» в слабопредсказуемую внешнюю среду; а значит, и сама стратегия должна в определенной степени быть «слабопредсказуемой» и слегка «шизофреничной».

    Смотрите также

      О том, как «Тесла» пожирает мировую экономику — кроме России

      06.03.2019

        Уберизируйся прямо сейчас: почему стать платформой легче, чем вы думаете

        17.07.2018

          «Разговор о возможностях» как альтернатива крайностям: жесткой иерархии и бирюзовой вседозволенности

          10.04.2018

            Однажды две маленькие мышки пришли к Мудрому Филину…

            17.10.2017

              Система мотивации директора по развитию

              29.08.2017

                Есть ли в вашей компании Баба-яга, или Как оценивать стратегические альтернативы?

                05.06.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».