1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Риск-менеджмент как инструмент для принятия правильных управленческих решений

Риск-менеджмент как инструмент для принятия правильных управленческих решений

24.08.2020

    В предыдущей статье «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В БИЗНЕСЕ — ЭТО ШАНСЫ НА УСПЕХ» мы говорили о РИСКЕ, достижении целей компании в условиях НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, сегодня же речь пойдет о выгодах и плюсах применения риск-менеджмента в компании.

    Мир меняется. Иногда очень быстро. Пример у всех на виду — пандемия COVID-19 и спровоцированный ею экономический кризис. Несмотря на то, что выводы еще делать рано, но уже можно утверждать, что мир не станет прежним! Для всех это было неожиданно и непредсказуемо. И возникает вопрос — есть ли что-то, какие-то методы и инструменты, позволяющие поступать правильно и принимать верные решения в условиях неопределенности?

    Да, есть. Один из современных инструментов поддержки в принятии решений — это риск-менеджмент, т.е. скоординированные действия по управлению организацией с учетом риска. Такое достаточно лаконичное и емкое его определение дано в ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство.

    Но сразу возникает закономерный вопрос — ведь жили же без этого риск-менеджмента раньше? Наверное, и дальше неплохо проживем.

    Да, можно и без риск-менеджмента жить. Но в условиях смены технологий, эпох, укладов, непрерывных вызовов нового времени выживут не все. Или будут существовать, а не замечательно жить, как хотелось. Одной из причин является непредсказуемость будущего, его неопределенность. А человек по своей природе очень плохо работает с такими категориями как вероятность, неопределенность. Очень наглядно и убедительно об этом говорят лауреат Нобелевской премии Д.Канеман в книге «Думай медленно... решай быстро» и Н.Талеб в своих работах «Одураченные случайностью. О скрытой роли шанса в бизнесе и в жизни», «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» и других книгах.

    Есть картинка, достаточно хорошо иллюстрирующая взаимоотношения человека и будущего. Это в полной мере относится и к компаниям.
    https://static.tildacdn.com/tild6234-6231-4664-a363-653031633533/2387.jpg
    Посмотрев на рисунок, можно сказать, что это очевидная и банальная история. Мы все об этом знаем. Но строим-то свои планы мы чаще всего именно как на верхней картинке! По большому счету это ситуация, когда в компании нет риск-менеджмента, а нижняя картинка объясняет почему он должен быть!

    Мы живем, работаем, управляем по привычке, по инерции, в соответствии со своими знаниями и навыками, интуитивно даже. И как-то «вдруг» выясняется, что цели и задачи, которые стоят перед лицами, принимающими решения в компании, используя методы риск-менеджмента, можно не только сформулировать иначе, но и выполняться они будут совершенно по-другому.

    Как могут выглядеть некоторые задачи и инструменты управления, если использовать риск-менеджмент:

    Руководитель проекта — срок реализации проекта с учетом риска.

    Одной из причин того, что только каждый шестой проект заканчивается вовремя и в рамках выделенного бюджета, является планирование без учета рисков проекта, либо неверный учет данных рисков. В итоге срабатывает один из законов Мерфи - Закон Хеопса «Ничто никогда не строится в срок…»

    Финансовый директор — бюджетирование с учетом рисков. денежный поток под риском (максимальные потери денежных потоков, которые могут возникнуть из-за влияния рисков в отчетном периоде).

    При рассмотрении проекта бюджета, с учетом всех неопределенностей в будущем, возникает масса вопросов:

    1. какова вероятность, что мы получим именно такую выручку, прибыль и т.д.
    2. а итог будет меньше или больше? и на сколько?
    3. какова цена этих отклонений?
    4. какие факторы, влияющие на исполнение бюджета, принципиальны, а какие второстепенны?

      Генеральный директор — вероятность выполнения ключевых показателей эффективности.

      Например, финансовому директору установлен целевой годовой показатель «Снижение процентной ставки по кредитам банков до 7% годовых». Интуитивно мы все оцениваем шансы на выполнение или невыполнение показателей. И большой вопрос насколько верно мы это делаем.

      Допустим, проведенные расчеты показывают, что вероятность выполнения данного целевого показателя составляет 90-95 %, значит показатель будет мотивировать. Но если вероятность достижения установленного показателя всего 15-20 %, то работать он не будет, и нужно вносить изменения.

      Собственник бизнеса — зная, что сегодня качественные решения нужно принимать только с учетом рисков, он контролирует КАК топ-менеджмент принимает решения в его компании, используются ли все имеющиеся инструменты по выявлению, анализу и влиянию на риски.

      И когда мы видим, что управленческие решения принимаются с учетом риска, а значит становятся по-настоящему качественными, то возникает фантастический по своей новизне вопрос: «А что, так можно было?».

      Кстати, достаточно удивительно, что ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство был принят в России еще в 2010 году, т.е. 10 лет назад.

      Почему же в малом и среднем бизнесе не применяют инструменты риск-менеджмента? Почему собственники и руководители даже слышать не хотят про риски?
      https://static.tildacdn.com/tild6566-3830-4739-b864-386237633162/2388.jpg
      Если вы не выявили риск, это не значит, что его нет и негативных последствий не будет. Вы просто не можете его минимизировать, не можете управлять им. Соответственно, из четырех классических способов воздействия на риски (избежание, снижение, перенос и принятие) вы выбираете пятый — ИГНОРИРОВАНИЕ!

      Есть несколько цитат, подслушанных мной, которые характеризуют отношение топ-менеджеров и собственников к риск-менеджменту:
      «У нас нет рисков, мы все продаем по предоплате».
      «Если штраф в законодательстве не предусмотрен, значит риска нет».
      «Наши финансисты прекрасно понимают свой прогноз и уверены в нем на 100%».
      «У нас нет валютных рисков».

      После этого хочется сказать, что это не вина руководителей и бизнесменов, а как говорится, их беда. Попробую выделить несколько причин почему тема рисков находится как бы за рамками обычной жизни:

    (1) Само слово РИСК человека обычно ставит в ступор. При вопросе про риски он сразу «закрывается», ставит барьер в общении независимо от отрасли работы, квалификации, опыта.
    (2) Существуют так называемые ментальные ловушки — это систематические ошибки в мышлении или суждениях человека, связанные с особенностями человеческого мозга и процесса мышления. В работе с рисками они мешают, хотя могут быть полезны в других ситуациях.
    Например, руководители очень часто недооценивают риски, которые обещают большую выгоду. Наш мозг, если речь идет о существенной выгоде, не реагирует на реальные факты и не позволяет трезво оценить существенность тех или иных рисков.
    (3) «Никто ничего не понимает». Руководители среднего звена, топ-менеджеры и собственники, как правило, даже не знакомы с целями, задачами и возможностями современного риск-менеджмента.
    Одной из весомых причин является отсутствие соответствующего образования. У нас до сих пор практически не выпускают специалистов по риск-менеджменту, а выпускники по специальности «Управление/менеджмент» в процессе обучения скорее всего не делали акцент на такой курс. И могу утверждать, что современный подход к риск-менеджменту, его актуальные инструменты и методики студентам сегодня не преподают!
    (4) Устоявшиеся привычки. Во-первых, как человек, много лет проработавший на производственных предприятиях, я не раз сталкивался с тем, что иногда не хочется трогать налаженные бизнес-процессы. Это совершенно несекретная точка зрения наемного сотрудника, причем любого уровня! Нередко при изменении какой-либо внутренней процедуры, или регламента, наработаешься от души, а результат, может оказаться копеечный. Во-вторых, каждый руководитель сталкивался с потрясающей фразой: «Мы всегда так делали». Понятно, что в такой ситуации внедрять риск-менеджмент легко не будет.
    (5) К сожалению, некоторые современные инструменты риск-менеджмента достаточно сложны. Чтобы использовать некоторые методы количественной оценки надо иметь представление о теории вероятности, имитационном моделировании, поведенческой экономике. Либо найти человека, который будет переводить все это на язык бизнеса! Но об этом поговорим в следующий раз.

    Так что же надо сделать, чтобы принимать качественные решения, чтобы получать плюсы от использования риск-менеджмента?

    Первая хорошая новость — ответы кроются в самих причинах, которые названы выше. Достаточно небольших усилий, чтобы начать использовать риск-менеджмент в своей деятельности.

    Вторая хорошая новость заключается в том, что многие предприниматели не то, чтобы готовы применять риск-менеджмент в работе, они это делают! Просто они не знают, что это риск-менеджмент. И не получают всех плюсов от использования этих инструментов, так как делают это интуитивно и несистемно.

    Приведу пример из личной практики. Несколько лет назад я работал в одной машиностроительной компании, и на одном из совещаний собственник компании поставил нам задачу внедрить новый, достаточно нестандартный механизм для расчетов с покупателями. Мы, как люди, имеющие определенный опыт работы с контрагентами, банками, налоговой инспекцией, сразу же обозначили ряд сложностей и возможных негативных последствий для компании. На что был получен гновенный великолепный ответ, что мы должны изучить этот новый вопрос, выявить все плюсы и минусы, предложить альтернативы, а решение собственник компании примет сам, с учетом открывающихся возможностей и рисков. Сейчас я понимаю, что этот человек готов к внедрению риск-менеджмента в своей компании.

    Несмотря на относительную новизну концепции риск-менеджмента, инструменты, применяемые в риск-менеджменте не новы, многим по 50-70 лет. Имитационное моделирование по методу Монте Карло было применено в 40-х годах ХХ века в Манхэттенском проекте — программе США по разработке атомной бомбы. Метод «дерево целей» был предложен в 1957 г.

    Если вспомнить историю менеджмента как науки, то большая часть современных инструментов риск-менеджмента пришла из так называемой школы количественных методов и системного подхода (или математической школы управления), сформировавшихся в 50-х годах ХХ века.

    Даже самым «новым» методам в риск-менеджменте, разработанным лауреатом Нобелевской премии 2002 г. Д.Канеманом и А.Тверски, основоположниками поведенческой экономики, более 30 лет.

    Есть в арсенале рисковиков очень эффективный инструмент «Проверка допущений». Этот метод заимствован в ЦРУ. Источник — так называемая Фиолетовая книга («Psychology of Intelligence Analysis») — находится в открытом доступе на сайте спецслужбы много лет. Суть этой методики в том, что для принятия решения необходимо оставить только те допущения (предположения), которые должны быть истинными.

    Например, ваша компания планирует экспортировать продукцию в Европу. При расчете экономической эффективности было сделано несколько допущений: был заложен будущий курс евро, ставка таможенной пошлины, тарифы на перевозку автотранспортом и т. д. В соответствии с методом «Проверка допущений» до принятия решения об экспорте необходимо выяснить кто внес в проект значение курса евро, почему именно такую величину, какова надежность этого прогноза, сохранит ли актуальность данный прогноз при любых условиях? И такая проверка должна быть сделана по всем ключевым допущениям, относящимся к данному проекту, чтобы выявить и проанализировать риски, определить их влияние на принимаемое решение и на результат всего проекта в целом.

    Риск-менеджмент — это управленческий инструмент для принятия качественных управленческих решений. И умение им пользоваться — всего лишь составная часть знаний современного руководителя.

    P.S. Следующий раз мы поговорим о ментальных ловушках, с которыми каждый руководитель сталкивается ежедневно: в чем они проявляются и как их преодолеть.

    Смотрите также

      Почему высокая удовлетворенность персонала вредит вашей компании

      14.02.2020

        Может ли от коронавируса погибнуть 1% человечества?

        03.02.2020

          Как отличить подлинную возможность от миража и фантома

          24.09.2018

            Однодолларовая стратегия, или Волшебный пендель Печёрина для стартапов и для компаний с одним клиентом

            24.01.2018

              Двойной и неочевидный смысл инвестиций в стратегию, или Почему многие стратегии вырождаются в печальное мелкотемье

              13.09.2017

                Бизнес-план на салфетке, или Как подготовить убедительный доклад на стратегическую сессию

                20.07.2017

                  Что такое стратегия?

                  29.05.2017

                  Остались вопросы?

                  Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                  123100, Москва, Пресненская набережная,
                  дом 12, Башня Федерация

                  Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                  Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».