1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Природа конкурентных преимуществ в современном мире

Природа конкурентных преимуществ в современном мире

25.08.2017

    Многие десятилетия мыслители и практики бизнеса со всего мира охотятся за истоками конкурентного преимущества. Мыслители хотят понять, в чем природа этих истоков; практики — как овладеть этими истоками, чтобы пожинать результирующие конкурентные преимущества.

    Есть известная точка зрения, которая гласит о том, что конкурентное преимущество зиждется в тех редких и ценных ресурсах, которыми обладает компания (нефтяные скважины, уникальные технологии, «административный ресурс» и т. п.). Компании, обладающие редкими ресурсами, имеют и конкурентное преимущество и соответственно выигрывают на рынке. Компании без редких ресурсов конкурентного преимущества не имеют и потому проигрывают.

    В этом и заключается так называемый «ресурсный» подход к стратегии, который на текущий день является «передним краем» развития как теории, так и практики стратегического менеджмента.

    Проблема ресурсного подхода в том, что он мало что объясняет. Ведь ресурсы рождаются не в организациях: источником практически всех ресурсов для любой организации является внешняя среда! Так почему же организации отличаются друг от друга своим ресурсным наполнением, если они все «берут» ресурсы из одного и того же места — из внешней среды? Значит, истоки различий между организациями, истоки конкурентных преимуществ заключаются вовсе не в наличии, либо отсутствии ресурсов. Наоборот, наличие, либо отсутствие ресурсов есть следствие различий между организациями, следствие наличия или отсутствия конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность компании состоит не в самих ресурсах — но в способности «обратиться» за теми или иными ресурсами во внешнюю среду и «взять» их оттуда. Дело состоит в нашем знании или незнании о том, где и как «добыть» те или иные ресурсы из внешней среды.

    В данном положении заключается так называемый «знаниевый» подход к стратегии как высшая форма развития ресурсной школы. Конкурентное преимущество компании, говорит «знаниевый» подход, состоит в «ноу-хау», в способности извлечь ресурсы из внешней среды. Дело в «секрете фирмы», в уникальном знании, или, если сказать более «бухгалтерским» языком, в интеллектуальной собственности (нематериальных активах). Материальные ресурсы могут достаточно легко приходить в компанию и уходить из нее, но интеллектуальная собственность (нематериальные активы) гораздо более устойчива, и именно она является источником в том числе и материальных ресурсов.

    Итак, как же будет выглядеть стратегия компании, если предположить, что основой конкурентных преимуществ в современном мире является интеллектуальная собственность?

    Давайте выделим виды интеллектуальной собственности.

    Существует внешняя интеллектуальная собственность компании:

    1. бренды,
    2. позиционирование,
    3. репутация,
    4. статьи,
    5. книги,
    6. мероприятия,
    7. аудио- и видео-контент,
    8. программное обеспечение,
    9. сайты/блоги/подкасты.

    Существует внутренняя интеллектуальная собственность компании:

    1. бизнес-процессы,
    2. стандарты,
    3. технологии,
    4. патенты,
    5. ноу-хау,
    6. секретные формулы,
    7. массивы данных,
    8. корпоративная культура,
    9. системы управления.

    Стратегия компании — при «знаниевом» подходе — будет состоять в накоплении и развитии данных видов интеллектуальной собственности.

    Приобретать оборудование, покупать и строить недвижимость — это второсортные стратегии в современном мире. Сегодня целесообразно приобретать и разрабатывать различные формы интеллектуальной собственности. Именно она лежит в центре современных бизнес-моделей.

    Особой формой интеллектуальной собственности являются платформы. Компания Uber не владеет автомобилями и не содержит водителей в штате. Компания Uber владеет платформой, на которой присутствуют водители с автомобилями и их клиенты.

    Многие наши клиенты в настоящее время разрабатывают и выводят «в свет» собственные платформы — электронные площадки для транзакций пользователей между собой.

    Какую интеллектуальную собственность вы накапливаете и разрабатываете в своем бизнесе? Какие электронные платформы вы проектируете и выводите на рынок?

    Смотрите также

      Все будет хорошо!

      03.03.2020

        Матрица реформаторов: кого не должно быть в команде развития

        12.11.2018

          Чтобы почувствовать пульс развития компании — закрывайте проекты

          01.02.2018

            Главный недостаток системы Каменщика

            08.09.2017

              «Где деньги, Зин?!» — Три волны результатов по итогам стратегической сессии

              28.08.2017

                Есть ли в вашей компании Баба-яга, или Как оценивать стратегические альтернативы?

                05.06.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».