1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Почему я не фасилитатор

Почему я не фасилитатор

21.04.2017

    Побывал пару недель назад на Конференции фасилитаторов (Восьмая конференция российских фасилитаторов по инструментам групповых обсуждений «Вовлечение в трансформацию», Москва, 7–8 апреля 2017 г.). Получил массу впечатлений, знаний, эмоций, информации — большое спасибо организаторам конференции!

    Слово «фасилитатор» происходит от английского to facilitate — облегчать, стимулировать. Фасилитаторы делают важную работу — помогают группам людей принимать решения. Задача фасилитатора — «раззадорить» группу, вывести ее на обсуждение принципиально важных вопросов и достигнуть прорыва. Подобных специалистов приглашают на важные встречи, совещания, стратегические сессии, конференции и подобные мероприятия.

    Было много прекрасных выступлений и мастер-классов на прошедшей конференции. Но особо хотелось бы отметить программное выступление Геннадия Константинова и мастер-класс Александра Дудорова.

    Геннадий Константинов, открывший конференцию своим докладом «Стратегическое мастерство», говорил о важности контекстов и смыслов. Словосочетание «развивать промышленность» означает совсем различные вещи: в традиционном контексте это «строить заводы и пароходы» — а в контексте постиндустриальной экономики это «поставить 3D-принтер». Необходимо работать не в контексте сегодняшнего дня, а в контексте дня будущего. Самое сложное в фасилитации, отметил профессор Константинов, это быстро понять смысловое поле участников встречи.

    Александр Дудоров, соорганизатор конференции, автор мастер-класса «Вызовы фасилитатора», перевернул мои представления, выдвинув парадоксальный тезис. Гибкость «аджайл»-подхода достигается за счет жесткости ритуалов, сказал он. Иными словами, и импровизация, и следование технологии — действуют одновременно и усиливают друг друга. Стремление к удовольствию есть попытка повторить однажды испытанную радость, подчеркнул Александр, но радость не повторима: повторенная по технологии она радостью уже не является. «Нельзя ждать идеальных условий», нужно идти вперед. Этот человек знает о «душе в дебрях технологий» более, чем кто бы то ни было.

    По итогам посещения конференции, хочу подчеркнуть, что подтвердил мое давнее подозрение — я не фасилитатор, и наша компания не является фасилитационной компанией. Хотя мы и компания-специалист по стратегическим сессиям, но мы занимаемся не фасилитацией как таковой, но серьезной разработкой стратегии. Просто мы выполняем эту задачу не «экпертно» (мудрость извне организации), но «процессуально», с глубоким вовлечением сотрудников клиента (мудрость изнутри организации). Разработчиками стратегии становимся не мы, но сами сотрудники компании-клиента.

    Один из участников прошедшей конференции отметил такую проблему как «фейковость» стратегических сессий. Другой подчеркнул, что фасилитация обеспечивает «изменения на уровне косметики», что фасилитатор работает с организацией «считанные часы» и лишь слегка ее приукрашивает, ничего не меняя фундаментально.

    Я пришел к выводу, что стратегическая сессия — это не фасилитационное мероприятие, а преобразующий институт. Это не обмен мнениями, а поиск истины. Не свидание, а свадьба. Не отдых, и не развлечение, а серьезный разговор о деле. И длится этот разговор не часы и не дни — а недели и месяцы. Стратегическая сессия есть не просто встреча — это расширенная «парламентская» ассамблея, в рамках которой решения-«законопроекты» тщательно и интенсивно, на протяжении недель и месяцев готовятся — и затем принимаются в первом, втором и третьем чтениях.

    Фасилитатор — это «облегчатель». А я — «затруднятель». Зачем я это делаю? Зачем я затрудняю людям жизнь? Для того, чтобы они легче добивались победы в бизнесе — завоеванных рынков, кратного роста выручки и прибыли. «Тяжело в учении, легко в бою», сказал Суворов. Я же скажу: «Тяжело в разработке стратегии, легко в бизнесе».

    Утяжелите свои стратегические сессии. Не стесняйтесь поднять градус проблемы. Все очень серьезно, и ставки высоки. Не превращайте стратегическую сессию в веселье. Стратегическая сессия проводится вовсе не для радости, и не для удовольствия, и даже не для развития промышленности. Стратегическая сессия проводится ради прибыли.

    Смотрите также

      За что я не люблю спиральную динамику

      Спиральная динамика завладела умами. Коллеги непрерывно говорят об этом подходе к бизнесу и жизни и волей-неволей заставляют к нему присмотреться — и сформировать собственное мнение.

      22.09.2022

        Ключевые инструменты директора по развитию: Россия vs. мир

        16.11.2018

          Цифровая двойниковизация промышленности

          20.08.2018

            Стратегия эксплуатации идентичности

            26.04.2018

              Семь секретов стратегического маркетинга для фирм, оказывающих профессиональные услуги (юридические, аудиторские, риэлторские, инжиниринговые и прочие)

              13.11.2017

                Какова результативность проведенных вами стратегических сессий? Есть ли у вас неудачи?

                08.08.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».