14.02.2020
Оказывается, удовлетворение и счастье не предвещают ничего хорошего.
В рамках одного из идущих сейчас проектов директор по персоналу нашего заказчика принесла на совещание отчет об исследовании организационной культуры, проведенном в организации некоторое время назад. В отчете много выкладок, но один из главных выводов исследования: сотрудники компании в целом удовлетворены. Удовлетворенность высокая, следовательно что-то мы как компания делаем правильно, заключила руководитель.
Действительно, разве сотрудники не являются одной из «заинтересованных сторон» предприятия, наряду с клиентами, инвесторами и т. д. — чье удовлетворение и счастье важнейший показатель верных действий руководства, предвосхищающий, по всем законам сбалансированной системы показателей, высокие финансовые результаты работы компании? Разве удовлетворенные сотрудники не будут работать лучше? Разве высокое удовлетворение не означает низкую текучесть кадров, высокую производительность труда, эффективное обслуживание клиентов?
Вместе с тем, есть и проблема с удовлетворенностью персонала. Оказывается, удовлетворенность есть как минимум нейтральный, а как максимум расхолаживающий ориентир! Приведу несколько фраз из бизнес-классики:
«[М]ы не можем отличить удовлетворение в результате свершения от апатичной удовлетворенности, неудовлетворенность, возникшую из-за плохого настроения, от неудовлетворенности, вызванной желанием работать лучше. … [У]довлетворение, прежде всего, не подходит на роль мотивации. Это — пассивное чувство».
«Ответственность, а не удовлетворенность, — единственное, что может помочь. Человек может быть удовлетворен тем, что делает кто-то другой, но для того, чтобы работать самому, необходимо брать на себя ответственность за свои действия и последствия. По сути дела, неудовлетворенность необходима для того, чтобы хотеть работать лучше».
— Питер Друкер, «Практика менеджмента»
Удовлетворенность удовлетворенности рознь. Иная неудовлетворенность может быть выше, чем самая крутая удовлетворенность. Ведь лучше быть неудовлетворенным Сократом, чем удовлетворенной свиньей, как отмочил один мыслитель. Человек зачастую неудовлетворен и несчастен вовсе не потому что все плохо, а потому что его внутренние критерии того, что такое хорошо, высоки. А это последнее наоборот положительно говорит о человеке! Поэтому, неудовлетворенность есть скорее повод для оптимизма, чем сокрушательства.
А иной счастлив малым. Мы рады за этого человека, но от него не стоит ожидать прогрессов и прорывов.
Кроме того, говорят, что есть и эволюционные причины для нашего плохого настроения! Некоторые ученые утверждают, что те, кто безоблачно счастлив, вовсе не так эффективны с точки зрения выживания и оставления потомства, чем их несчастные собратья. В конкурентной борьбе за место под солнцем побеждают беспокойные, мучающиеся, нервничающие, стремящиеся, преодолевающие, страдающие. Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное, как подчеркнул странствующий коуч по имени Иисус.
Не уверен насчет последних эволюционно-теоретических выводов, но нахожу себя в радикальном согласии с Питером Друкером. Следует обращаться поверх потребностей, мотивов, эмоций, привычек, склонностей — напрямую к свободе человека, к его автономному, никак не заданному и не внушенному извне внутреннему принятию решений — к его совести, воображению, изобретательности и чувству долга. Эмоциональный интеллект нужно дополнить, если не заменить моральным интеллектом. Следует перестать мотивировать человека и начать с ним разговаривать на равных. Только в этом случае возникает ответственность.
Если у вас возникли вопросы, мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.
123100, Москва, Пресненская набережная,
дом 12, Башня Федерация
Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».