28.12.2018
Передовики народного хозяйства бросились развивать цифровые навыки, но ни к чему особенно хорошему это не приведет.
Завороженно читал последние несколько дней аналитический отчет корпоративного университета «Сбербанка» о развитии цифровых навыков, которым с нами любезно поделились клиенты.
Вот точная ссылка на «место проживания» отчета в интернете: https://edutechclub.sberbank-school.ru/node/62
Давосский форум пару лет назад констатировал «четвертую промышленную революцию», подчеркивают авторы исследования во введении. Наступила и продолжает наступать новая реальность, цифровизация всего и вся, в которой человеку нужны совершенно другие навыки и компетенции — цифровые. Сбербанковский обзорный отчет затрагивает более 60-ти других мировых аналитических изданий на эту тему и пытается синтезировать некую модель, схему, идеологию развития цифровых навыков из этого замеса.
Что же обнаружили авторы исследования? Под цифровыми навыками (digital skills) авторы отчета понимают «устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств». Это такие вещи как «информационная грамотность» — «просмотр, поиск и фильтрация данных» и тому подобные вещи. Это «коммуникация и сотрудничество» — например, «взаимодействие посредством цифровых технологий», «этикет и сети» и т. д. Это «создание цифрового контента», включая «создание контента в различных форматах файлов» и «программирование». Это «безопасность» и «решение проблем». В-общем, огрубляя, я бы назвал все это умением работать на компьютере. Одновременно с этим, авторы помещают цифровые навыки в контекст нецифровых и говорят о таких вещах как самосознание, обучаемость, ответственность, презентационные и переговорные навыки и даже креативность.
В-общем, исчерпывающий перечень профессиональных добродетелей в XXI веке.
Дальше авторы цитируют различные тренды, такие как всеобщая цифровизация, автоматизация и наступление искусственного интеллекта; вызовы, такие как прогнозируемое падение спроса на труд наименее всего готовых к изменениям сотрудников; и наконец переходят к калейдоскопу трендов и инноваций в образовании — винегрету из «непрерывного обучения», «перевернутого обучения», виртуальной реальности, массовых открытых онлайн-курсов, корпоративных академий «Яндекса»/Google/IBM и т. д.
В принципе, интересный, грамотный, широко информированный подход к вопросу. И вместе с тем, с нашей точки зрения, у этого подхода есть огромный родовой недостаток, «слепое пятно», оборотная сторона. Да, я признаю, что «компетентностный», навыко-, поведенчески-ориентированный подход побеждает в современном образовании, но я в корне с ним не согласен. Развитие навыков — это вовсе никакое не новое слово, развитие навыков — это средневековый, антипросвещенческий, ремесленнический подход к образованию, когда человек, вместо того, чтобы учиться мыслить и действовать самостоятельно и независимо, перенимает у старших устоявшиеся модели поведения, прихваты и приемы. Развитие навыков — это «выращивание оловянных солдатиков».
Авторы отчета пишут: «Очевидно, что традиционная модель образования, направленная лишь на получение знаний, безнадежно устарела».
Но ведь именно «в знании сила»! Именно знание позволяет приподняться над очевидностями, посмотреть на вещи под другим, непривычным углом, поступить радикально иначе чем предшественники. Знание о том, что Земля круглая, позволило Христофору Колумбу отправиться в Индию, направляясь не на восток, а на запад — и благодаря этому он открыл новый континент. Знание о том, что Земля круглая — это не навык, который можно натренировать. Это именно знание — которое и позволяет творить новое вопреки всем навыкам и здравым смыслам, «против шерсти» всех бытующих представлений и предрассудков.
Обучая людей навыкам, или, как теперь говорять, «скилз», мы учим их внешнему поведению, «этикету», мы учим их поверхностному и быстро устаревающему, мы не заставляем их глубоко осмыслять вещи и переосмыслять предпосылки. Обучая людей навыкам, то есть «привычкам», мы растим «чернорабочих», способных «решать уравнения», но не способных к самостоятельному мышлению и инновациям, не способных отклоняться от предписанных моделей поведения.
Этот культ технологий приведет нас вовсе не к лидерству, но к отставанию в новой технологической экономике. Оснащенные под завязку технологическими навыками, мы будем изо всех сил эффективно плестись в хвосте. Это то, что сделал Пётр Первый — вместо того, чтобы основать в отсталой России классический университет, он открыл школу морской навигации. И три века спустя, мы все еще лихорадочно догоняем Запад, и понять не можем, почему мы все догоняем и догоняем, но при этом безнадежно отстаем.
Отстаем, потому что слишком верим в навыки. Слишком верим в технологии.
У Петра Первого не было высшего образования. Он работал на строительной верфи, и свет для него клином на ней сошелся. И для нас вслед за ним.
Режьте меня на кусочки, но я абсолютно убежден, что именно знания являются главным, что «делает человека», что отличает нас от животных, что позволяет нам осваивать и преображать мир. Более того, не цифровые и технологические знания, но в первую очередь гуманитарная — даже не столько знаниевая, сколько «догадочная», «гипотетическая» мысль — история, литература, поэзия, метафизика, этика. Мысль, которая спрашивает: «А что если?». Книги! Толстые книги! Вопрошание о первых предпосылках и принципах наших действий, а не технологические приемы и прихваты — вот, что позволяет открывать новые континенты, а не просто эффективно грести веслом.
Режьте меня на кусочки, но самый главный «навык» всех времен и народов — это чтение книг. Самая главная передовая, «киллерская» и прорывная «технология» — это русский язык. Именно книги и именно русский язык (английский, французский) позволяют выйти за чувственные пределы в область мысленного полета. Именно книги позволяют мыслить и поступать радикально иначе, чем окружающие тебя люди. Главный «навык» — это самостоятельное мышление. А его можно приобрести только из книг — и из разговоров с умными людьми, из «стратегических сессий», если хотите — ибо только там излагаются рациональные аргументы. Слово «навыки» плохое, ибо «навыки» — слишком хлипки для того, чтобы составить существо самостоятельного мышления.
Спонсор Возрождения Лоренцо де Медичи тратил половину государственного бюджета своего государства — Флоренции — на книги.
Вот она, программа развития России. Была бы моя воля, я бы сделал именно это. Знаете, какой навык изучал великий технологический новатор Стив Джобс? Каллиграфию.
«Прекратите учить английский, начните учить "Питон"» — воскликнул бизнес-тренер на мероприятии по цифровизации. Вот он, технологический фетишизм Петра Первого во всей красе.
Коллеги с соседнего огромного предприятия провели масштабное образовательное мероприятие по цифровизации, и затем сели сиднем, сидят и изо всех сил ничего не делают — соблюдают «правило трех гвоздей», ждут, когда им отменят эту осточертелую цифровизацию. Почему? Потому что, получившие все навыки и технологии на свете, но не умеющие ставить вопросы по поводу первооснов, мы обрекаем себя на производное, вторичное существование и отрекаемся от лидерства.
Если у вас возникли вопросы, мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.
123100, Москва, Пресненская набережная,
дом 12, Башня Федерация
Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».