1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Переходите от «управления по целям» к «управлению по возможностям»

Переходите от «управления по целям» к «управлению по возможностям»

21.01.2020

    MBO, или управление по целям не помогает, но вредит развитию вашей компании.

    Мы уже упоминали в наших заметках, что передовые специалисты вовсю «хоронят» вездесущий и сверхпопулярный показатель клиентской лояльности NPS (net promoter score, «нетто-число рекомендателей»). Вместе с тем, проблема не просто с данным конкретным показателем, но с самой практикой управления по показателям в принципе. В одном из последних номеров Harvard Business Review американские авторы Майкл Харрис и Билл Тейлер пишут об «эффекте суррогации», или «затмевания цели цифрами» и ставят вопрос — а не подрывает ли управление по показателям позиции вашей компании на рынке?

    Ссылка: https://hbr-russia.ru/management/strategiya/812364

    Цель слишком абстрактна, поэтому компании формируют конкретные цифровые показатели — и сотрудники начинают их достигать превратными по отношению к изначальной цели средствами, утверждают американские специалисты.

    Вчера клиент рассказал о том, что сколько их компания ни вводила различные «опережающие индикаторы» для управления продажами — количество звонков, встреч, предложений и т. п. — все это превращалось в то, что люди начинали вовсю «строгать» эти показатели, но ни выручка, ни прибыль при этом заметно не увеличивались. Поэтому компания просто вернулась к стандартным полученным выручке и марже и на этом успокоилась.

    Но и показателями не ограничивается проблема. Даже и сама цель, цель как таковая — уже «зашоривает» человека. Цель есть силос. Как только появляется цель, человек «слепнет» ко всему тому, что его к этой цели не ведет. Цели сужают фокус приложения усилий сотрудников, могут приводить их к излишне рискованному и неэтичному поведению, а также разрушают взаимопомощь и командную работу в коллективе. Вдобавок ко всему прочему — как будто уже вышеперечисленного недостаточно — установление внешних целей глушит собственную внутреннюю мотивацию сотрудников к деятельности.

    В прошлом году общались с директором по развитию одной компании — они с гордостью рассказывают о том, что внедрили MBO, management by objectives, т. е. «управление по целям». Регулярно проводят беседы с каждым членом коллектива и совместно устанавливают цели на следующий месяц. Вроде бы, крайне похвальная практика. Вместе с тем, эти же самые сотрудники отмахиваются от любых намеков на общекомандное, общекорпоративное развитие, но хотят только «работу работать», выполнять свои поставленные задачи, не поднимая головы. «Стратегия? Развитие?, — выгоняют они за дверь директора по развитию. — Не пудрите мне голову: у меня работы невпроворот. Я займусь стратегией, может быть, через восемь лет».

    Вот так ведут себя сотрудники компаний с четкими установленными целями. Они с остервенением отмахиваются от всего того, что не вписывается в их концепцию.

    Мы в своей практике в РКГ «Стратегии устойчивого развития» пришли к выводу, что не просто управление по показателям, но и само управление по целям превратно. С нашей точки зрения, необходимо перейти от управления по целям к управлению по возможностям. Нужно дотошно обсуждать в коллективе не путь дальнейшего движения компании, но ответвления от этого пути — развилки, альтернативы, возможности начать действовать иначе. Именно в этом случае в компаниях начинают происходить чудеса — расцветает инициатива, люди без всякой внешней мотивации и побуждений начинают осваивать целину, и происходят никем не предусмотренные прорывы в деятельности. Развитием человека (и организации) руководит вовсе не цель, но осознание наличия альтернатив.

    Смотрите также

      Продавай, не продавая: как получать удовольствие от бизнеса, не теряя веру в человечество

      Продажи — вид деятельности, который сопровождает нас на каждом шагу: много раз в день ты что-то продаёшь сам, либо тебе что-то пытаются продать. Нам нравится, когда продажа происходит без давления, без уговаривания.

      06.03.2023

        Мысли профессионального управленца об использовании инструментов и технологий, рекомендуемых консалтинговыми практиками

        11.05.2018

          Пресс-релиз о стратегической сессии Ассоциации «ТРАК ЛДЦ»

          13.03.2018

            Однодолларовая стратегия, или Волшебный пендель Печёрина для стартапов и для компаний с одним клиентом

            24.01.2018

              Как эффективная система управления губит ваш бизнес и отнимает его перспективы

              10.08.2017

                Клиенты, за которых вы конкурировали, и проиграли, или Стратегия роста, работающая в любом бизнесе

                01.08.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».