1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Переходите от «управления по целям» к «управлению по возможностям»

Переходите от «управления по целям» к «управлению по возможностям»

21.01.2020

    MBO, или управление по целям не помогает, но вредит развитию вашей компании.

    Мы уже упоминали в наших заметках, что передовые специалисты вовсю «хоронят» вездесущий и сверхпопулярный показатель клиентской лояльности NPS (net promoter score, «нетто-число рекомендателей»). Вместе с тем, проблема не просто с данным конкретным показателем, но с самой практикой управления по показателям в принципе. В одном из последних номеров Harvard Business Review американские авторы Майкл Харрис и Билл Тейлер пишут об «эффекте суррогации», или «затмевания цели цифрами» и ставят вопрос — а не подрывает ли управление по показателям позиции вашей компании на рынке?

    Ссылка: https://hbr-russia.ru/management/strategiya/812364

    Цель слишком абстрактна, поэтому компании формируют конкретные цифровые показатели — и сотрудники начинают их достигать превратными по отношению к изначальной цели средствами, утверждают американские специалисты.

    Вчера клиент рассказал о том, что сколько их компания ни вводила различные «опережающие индикаторы» для управления продажами — количество звонков, встреч, предложений и т. п. — все это превращалось в то, что люди начинали вовсю «строгать» эти показатели, но ни выручка, ни прибыль при этом заметно не увеличивались. Поэтому компания просто вернулась к стандартным полученным выручке и марже и на этом успокоилась.

    Но и показателями не ограничивается проблема. Даже и сама цель, цель как таковая — уже «зашоривает» человека. Цель есть силос. Как только появляется цель, человек «слепнет» ко всему тому, что его к этой цели не ведет. Цели сужают фокус приложения усилий сотрудников, могут приводить их к излишне рискованному и неэтичному поведению, а также разрушают взаимопомощь и командную работу в коллективе. Вдобавок ко всему прочему — как будто уже вышеперечисленного недостаточно — установление внешних целей глушит собственную внутреннюю мотивацию сотрудников к деятельности.

    В прошлом году общались с директором по развитию одной компании — они с гордостью рассказывают о том, что внедрили MBO, management by objectives, т. е. «управление по целям». Регулярно проводят беседы с каждым членом коллектива и совместно устанавливают цели на следующий месяц. Вроде бы, крайне похвальная практика. Вместе с тем, эти же самые сотрудники отмахиваются от любых намеков на общекомандное, общекорпоративное развитие, но хотят только «работу работать», выполнять свои поставленные задачи, не поднимая головы. «Стратегия? Развитие?, — выгоняют они за дверь директора по развитию. — Не пудрите мне голову: у меня работы невпроворот. Я займусь стратегией, может быть, через восемь лет».

    Вот так ведут себя сотрудники компаний с четкими установленными целями. Они с остервенением отмахиваются от всего того, что не вписывается в их концепцию.

    Мы в своей практике в РКГ «Стратегии устойчивого развития» пришли к выводу, что не просто управление по показателям, но и само управление по целям превратно. С нашей точки зрения, необходимо перейти от управления по целям к управлению по возможностям. Нужно дотошно обсуждать в коллективе не путь дальнейшего движения компании, но ответвления от этого пути — развилки, альтернативы, возможности начать действовать иначе. Именно в этом случае в компаниях начинают происходить чудеса — расцветает инициатива, люди без всякой внешней мотивации и побуждений начинают осваивать целину, и происходят никем не предусмотренные прорывы в деятельности. Развитием человека (и организации) руководит вовсе не цель, но осознание наличия альтернатив.

    Смотрите также

      Почему у вас все через одно место?

      «Почему все делается через одно место?», — предъявил нам вдумчивый, преисполненный добрых намерений коллега.

      01.03.2023

        За что я не люблю спиральную динамику

        Спиральная динамика завладела умами. Коллеги непрерывно говорят об этом подходе к бизнесу и жизни и волей-неволей заставляют к нему присмотреться — и сформировать собственное мнение.

        22.09.2022

          Проведена стратегическая сессия группы компаний «ЭлМетро»

          26.01.2021

            Отзыв по результатам проведенной 11-12 мая 2018 г. стратегической сессии в компании «Комтранс»

            21.02.2020

              Какие бывают стратегии? Стратегическая матрица «Журавль в руках»

              11.10.2018

                Игорь Седов: «Сегодня перед закупщиками стоит вызов: мы должны стать квалифицированными закупщиками, закупающими у надежных поставщиков…»

                04.12.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».