1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. О пагубности стратегических обобщений

О пагубности стратегических обобщений

16.01.2019

    С какой «зернистостью», с каким уровнем разбиения на отдельные выступления следует обсуждать перспективные замыслы на стратегической сессии?

    Как вы, наверное, знаете, мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» практикуем так называемый «возможностный», «возможностно-ориентированный» подход к стратегическому планированию. Это значит, что на организуемых нами стратегических сессиях в виде докладов участников обсуждаются гипотезы о тех или иных возможностях и альтернативах, открытых перед компанией.

    Недавно наш заказчик в процессе подготовки к стратегической сессии, после того, как уже был определен шорт-лист идей, выходящих в качестве докладов на стратегическую сессию, предложил оптимизацию. Давайте укрупним темы, сказал заказчик. Давайте все гипотезы, связанные с маркетингом, объединим в общий доклад по маркетингу. Давайте все гипотезы, подразумевающие создание новых продуктов, объединим в общий доклад по новым продуктам. И так далее. И таким образом быстренько рассортировал те 15 или 17 тем, бизнес-идей, гипотез из шорт-листа в шесть подобных макродокладов с шестью докладчиками.

    Казалось бы, вполне целесообразное улучшение, повышающее эффективность и структурированность обсуждения, что, на первый взгляд, вроде, можно только приветствовать.

    Но проблема в том, что все обстоит ровно наоборот. Подобная оптимизация, обобщение множества маленьких выступлений в несколько больших системных докладов по направлениям — обездвиживает организации и приводит к ни-шатко-ни-валкой, плохой, мертвой стратегии.

    Из нашего обширного консалтингового опыта мы доподлинно знаем, что напропалую объединять идеи и пичкать их пачками в доклады не стоит. Дело в том, что, для того, чтобы принять решение по тем или иным инициативам, нам нужно их рассматривать и оценивать в виде отдельных гипотез. Например, «открыть один или несколько ресторанов быстрого питания» и «расширить ассортимент и поставлять все, что нужно для ресторанов быстрого питания» — это разные идеи, разные стратегии. Да, они объединены единой темой, и, ради Бога, у них может быть один и тот же докладчик, но, чтобы выработать стратегию, их следует рассматривать как две разные гипотезы, т. е. нужны два доклада.

    Иначе, если делать сильно агрегированные доклады — не сфокусированные на конкретных возможностях, на конкретных гипотезах, которые мы рассматриваем и по которым хотим принять решения — то получится «съезд коммунистической партии», «отчетно-перевыборное заседание», а не возможностно-ориентированная стратегическая сессия, друзья! Что совсем не «фонтан», ведь нам с коллегами будет нужно в день стратегической сессии не просто послушать друг друга, какие у нас у всех хорошие умные мысли. В момент проведения стратегической сессии нам будет нужно пристально вглядеться в наши возможности и договориться и кровью совместно подписать, что конкретно мы начнем делать иначе уже в понедельник после мероприятия. Нам нужно договариваться и принимать решения по поводу совершенно конкретных инициатив и действий. Если идея про открытие конкретного нового продуктового направления, которое мы муссируем и лелеем, попадет всего лишь подпунктом в чей-то более обобщенный доклад, у нас резко снижаются шансы на формулирование плодотворной договоренности по поводу конкретно этой идеи, чем если бы мы рассматривали эту идею заостренно, отдельно.

    Не следует преждевременно устанавливать связи между идеями — данная логика должна сложиться по итогам стратегического обсуждения, а не быть предзадана и навязана этому обсуждению изначально.

    Мы приветствуем ту аналитическую работу, которую проделал наш заказчик, объединяя разнообразные идеи о развитии бизнеса в общие темы. Это ценная работа. Давайте объединять идеи, это отлично — ведь у компании «высвобождаются места» для того, чтобы еще добавить идей, гипотез, докладов на стратегическую сессию. Только надо объединять идеи в общие доклады осторожно, не огульно.

    Буквально сегодня утром вернулись со встречи с одним потенциальным клиентом. Промышленник со стажем, член партии «Единая Россия», открыто критикует партию и правительство за гигантоманию, за смертоносную политику выдавливания малого и среднего бизнеса и укрупнение рынков, за ползучим образом идущий фактический возврат к советской системе централизованного контроля над всей экономикой.

    Проблема с укрупнением в том, что, укрупняя, мы размываем и теряем ответственность. Это болезнь, которая грозит не только отдельно взятой стратегической сессии. Это болезнь нашей страны, нашей экономики в целом. Хотите поднять ответственность на стратегической сессии? Разукрупняйте выступления. Хотите поднять ответственность в стране? Разукрупняйте экономику. Разобобщайте. Разобобществляйте.

    Смотрите также

      Проведена стратегическая сессия группы компаний «ЭлМетро»

      26.01.2021

        Культ иерархии, или Почему небирюзовых организаций не существует в природе

        18.07.2018

          Предпринимательский образ мышления, или Как посчитать объем рынка «на салфетке»

          14.03.2018

            Чем маркетинг отличается от стратегии?

            27.10.2017

              Три основания и три критерия для распознавания истинной стратегии

              19.07.2017

                Что такое стратегия?

                29.05.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».