1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Красота как драйвер инноваций

Красота как драйвер инноваций

07.09.2018

    В человеке все должно быть прекрасно, считал великий русский классик — и лицо, и душа, и одежда, и помыслы. Мы давно подозревали это, но никак не думали, что это может быть стратегической идеей, развивающей бизнес и помогающей ему превзойти конкурентов.

    У одного нашего клиента в компании наблюдается повышенная концентрация прекрасных девушек: заходишь к нему как в райский сад с невиданными цветами. Сначала мы было думали, что это случайность, потом начали подозревать, что в этом есть закономерность. Наконец, местные жители нам подтвердили, что, вроде как, действительно, в компании подбирают персонал не только по внутреннему потенциалу, но и по внешней красоте.

    Эта мысль немного коробит. Разве люди животные, чтобы их оценивать по цвету глаз, пышности волос и изгибам фигуры? Разве это не «объективация», не «опредмечивание» женщин? Как феминист, как ярый сторонник прав женщин, я не могу согласиться с такой политикой.

    Вместе с тем, я не хочу обесценивать красоту. Ведь это тоже будет нравственным проступком с моей стороны.

    Многие выдающиеся физики и математики утверждают, что красота и элегантность являются одним из важнейших критериев познания. Истинная теория не просто соответствует действительности, она еще и прекрасна. И одно связано с другим, говорят эти ученые: теория истинна именно потому, что она прекрасна, уравнение соответствует действительности, соблюдается действительностью именно потому, что оно элегантно и изящно.

    Вселенная не хочет соответствовать уродливым уравнениям. Она согласна двигаться лишь в соответствии с возвышенно-прекрасными уравнениями.

    Насколько мне как неспециалисту известно, у Чарльза Дарвина была не одна, но целых две теории отбора. Первая — это теория естественного отбора, о которой мы все знаем. «Выживание наиболее приспособленного». И вторая — это менее широко известная теория «сексуального отбора». Дарвину было не по себе от обилия в природе «бесполезной красоты», которая никак не повышает приспособленность организмов к своей среде. В частности, он не мог объяснить существование величественного, феерического павлиньего хвоста в природном мире: ведь подобная характеристика не только не повышает приспособленность организма к среде, но активно ее снижает. Ослепительный хвост павлина фантастически бесполезен с точки зрения выживания: он не только снижает его мобильность и дееспособность, но и делает его чрезвычайно заметным и уязвимым объектом повышенного внимания со стороны хищников и таким образом активно повышает смертность павлина. Как же возможен такой удивительный анти-приспособленческий факт в безжалостном мире естественного отбора? И Дарвин высказал гипотезу: божественный хвост павлина делает его привлекательным не только для хищников, но и для самок. Павлин выживает и передает гены, связанные со своим бесподобным хвостом, потомству — не благодаря своей повышенной приспособленности к среде, а благодаря своей повышенной приспособленности к эстетическому чувству самок. Современные эволюционные биологи вроде как подтверждают эту гипотезу Дарвина — или, по крайней мере, вовсю продолжают ее обсуждать.

    Павлин выживает не благодаря объективному соответствию своих признаков окружающей среде, а благодаря субъективному желанию других, чтобы он выживал. Красота не является функциональным алгоритмом, красота не обслуживает задачи выживания: красота важна сама по себе и сама оправдывает саму себя. Красота не есть способ приспособления к миру: красота приспосабливает мир под себя.

    Наш клиент — вдумчивый интроверт и великолепный изобретатель, он придумывает и проектирует промышленное оборудование, которое превосходит рыночные аналоги. Заказчики ценят это оборудование, в частности, за его высокие эстетические свойства. Конкурирующие производители не уделяют столько внимания внешнему благолепию своей продукции, их заботит лишь техническая функция, в то время как оборудование, проектируемое и производимое нашим клиентом, завоевывает рынки именно своим дизайном, изяществом и утонченностью. Этот же самый человек тратит огромные деньги на дорогой ремонт офисов и помещений. Его критикуют за это, но, по всей видимости, он давно сделал свой выбор — эстетика для него важнее функциональной целесообразности.

    Красота спасет мир, сказал Фёдор Михайлович Достоевский. Мы же, после знакомства с нашим клиентом, у которого не коллектив, а собор прекрасных девиц, начали подозревать, что красота может спасти не только мир, но и бизнес. Что если тяга к прекрасному есть не просто двигатель Вселенной — но может так же быть и двигателем конкретной компании в ее развитии и завоевании ею своих рынков?

    Что если вашему бизнесу нужны не капиталы и технологии, не природные ресурсы и надежные каналы сбыта — а красота? Что если вам необходимо добавить в бизнес грациозных нимф (и адонисов; пожалуйста, не обвиняйте меня в сексизме) — и та красота, то изящество, которое они привнесут — взбудоражит творческое воображение вашего коллектива, преобразит и возвеличит вашу компанию и ее продукт, завоюет и пленит ваши рынки?

    По крайней мере, высказываю данную одиозную гипотезу здесь в порядке мозгового штурма. Обсудите ее на стратегической сессии вашей компании!

    У Платона в диалоге «Пир» самой величественной признана не просто телесная, но духовная красота — которая намекает на существование нематериальной действительности и тем самым возвеличивает нас, позволяет нам приподняться над собой, выйти из «закутка» сиюминутных побуждений и начать служить разуму, истине и справедливости. Земная же красота суть ступенька в этом восхождении и преображении. Что если именно этот путь восхождения нужно пройти и бизнесу тоже, не только человеку?

    А девушки, после того, как мы с ними пообщались, оказались вовсе не пустыми красавицами, а замечательными умницами — ответственными, инициативными целеустремленными профессионалами. У каждой по два-три высших образования, у каждой деятельное желание развиваться.

    Что если действительно эстетические критерии нас с вами вовсе не подводят, но наоборот указывают путь? Что если именно в них и за ними — истина, развитие, прорывные инновации, завоеванные рынки, экономический рост и прибыль?

    Смотрите также

      Почему идеям контент-маркетинга и «минимально достаточного продукта» пора на покой

      11.12.2019

        Цифровизация приходит извне, говорят гуру. Но иногда цифровизация приходит изнутри: кейс компании «Кодак»

        23.09.2019

          Специалистоцентричная оргструктура

          21.01.2019

            Что такое система?

            31.10.2018

              Какова результативность проведенных вами стратегических сессий? Есть ли у вас неудачи?

              08.08.2017

                Почему я не фасилитатор

                21.04.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».