1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Какие бывают стратегии? Стратегическая матрица «Журавль в руках»

Какие бывают стратегии? Стратегическая матрица «Журавль в руках»

11.10.2018

    Передовые представители бизнес-человечества создали множество стратегических подходов — множество возможных классификаций и типов стратегий. Они все ценны и полезны, но одна из этих моделей нам нравится пуще всех прочих.

    Существуют различные подходы к тому, какие бывают стратегии в бизнесе. Есть совершенно разные основания их классификации, которые рождают на выходе совершенно различные «букеты» возможных стратегий. Получающиеся идеальные типы бизнес-стратегий иногда называют «генерическими стратегиями».

    Есть, например, известнейшая модель Майкла Портера, согласно которой в бизнесе есть три генерические стратегии: «лидерство по минимизации издержек», «дифференциация» и «фокусирование». Есть не менее широко известная Бостонская модель, согласно которой выделяются направления-«звезды», направления-«дойные коровы», направления-«трудные дети» и направления-«дохлые собаки» — в отношении которых практикуются соответствующие им стратегии. Есть матрица Игоря Ансоффа, в которой выделяются такие стратегии как «проникновение на рынок», «развитие рынка», «развитие продукта» и «диверсификация». Есть классические стратегии корпоративной интеграции: «вертикальной» и «горизонтальной», «обратной» и «вперед идущей». Есть классические типы корпоративной диверсификации, такие как «концентрическая диверсификация», «конгломеративная диверсификация» и «горизонтальная диверсификация».

    Сам черт ногу сломит в этих альтернативных моделях, подходах и, как теперь говорят, «фреймворках»!

    Существуют «предпринимательские стратегии» Питера Друкера: «блицкриг», «удар в спину», «экологическая ниша» и «модификация продукта, рынка или отрасли». Существуют пять стратегий Мартина Ривза: «быть большим», «быть быстрым», «быть первопроходцем», «быть дирижером» и «быть на плаву». Существуют 12 стратегий профессора Александра Николаевича Сазановича: «более маржинальные сегменты», «перетягивание клиентов и стимулирование продаж», «математика может приносить деньги», «конкуренты: друзья или враги?», «территориальная экспансия», «диверсификация», «вертикальная интеграция», «голубой океан», «экономика компании», «технологии», «ресурсные возможности» и «организационные возможности».

    И я здесь назвал лишь малую толику существующих стратегических классификаций, инвентаризаций и типологий. Я не привел Кеничи Омае, Генри Минцберга, матрицу McKinsey, «ценностные дисциплины» Трейси и Вирсемы, «пограничные» стратегии Льюиса и Маккоуна.

    Голова идет кругом от такого богатства подходов. Насколько же умно человечество, сколько типологий бизнес-стратегий оно напридумывало!

    Вместе с тем, нам кажется, что все проще, и стратегий в бизнесе всего четыре. Вот они изображены на следующей матрице (см. схему).
    https://static.tildacdn.com/tild3164-6163-4765-b634-663362356666/1475.png
    Иллюстрация. Матрица стратегических возможностей «Журавль в руках»

    Все стратегии, с нашей точки зрения, разделяются по их эффекту (вертикальная ось матрицы). Эффект может быть низкий или высокий (обратите внимание, что низкий эффект вверху, а высокий внизу!). Так же все возможные стратегии разделяются по сложности — по объемам инвестиций, длине сроков реализации, уровню рисков (горизонтальная ось матрицы). Сложность может быть низкая или высокая. И на пересечении этих двух «водоразделов» возникают четыре пространства возможностей для любой организации.

    Здесь есть пространство возможных стратегий под названием «Синица в руках». Это те возможности и альтернативы, те ходы и приемы, которые легко сделать — но эффект от них низкий.

    Есть пространство возможностей «Журавль в небе». Это те вещи, шаги, цели и стратегии, которые несут в себе отличный, классный эффект для организации, но при этом их сложно сделать — они требуют больших инвестиций, результаты появятся нескоро, а риски при этом высоки.

    Есть «Синица в небе» — это возможности, реализация которых требует серьезных инвестиций, займет длинные сроки, несет в себе большие риски — а эффект при этом будет маленький. Это «долина смерти», сюда лучше не ходить: отсюда не возвращаются.

    А есть, как это ни странно, и область «Журавль в руках». Это те возможности, решения, хитрости, продукты, бизнес-единицы — которые несут в себе масштабную отдачу для компании, но при этом легки, дешевы и быстры в реализации. Это «победа малой кровью», стратегии-«низко висящие плоды».

    Именно стратегическую матрицу «Журавль в руках» мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» изо всех сил практикуем в своей консультационной деятельности. Она позволяет всеобъемлющим образом инвентаризировать и приоритизировать возможности, открытые конкретной организации. Автор данного «синично-журавлиного» взгляда на стратегический выбор — Геннадий Иванович Литвинец, наш бывший коллега, талантливый и неординарный профессионал.

    На каком из этих четырех континентов вы проживаете свою бизнес-жизнь? Какое пространство возможностей преобладает в общем «стратегическом миксе» вашей бизнес-деятельности? Воздуха каких пространств вам не хватает?

    Смотрите также

      «Деловая Россия» поддерживает ключевые отрасли российской экономики и активно участвует в их развитии

      25.02.2021

        Цифровизация приходит извне, говорят гуру. Но иногда цифровизация приходит изнутри: кейс компании «Кодак»

        23.09.2019

          Почему стратегия и инвестиции исключают друг друга

          04.09.2019

            Как завоевать глобальный рынок

            05.08.2019

              В дебрях стратегического менеджмента: поиск определения понятия «стратегия»

              09.11.2017

                Стратегия и толстый курильщик: проблема сложнее, чем может показаться

                21.07.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».