07.02.2019
Проводящий стратегическое исследование должен сформулировать «экономическую модель» — описание того, как компания получит выгоду от предлагаемого изменения.
Правильно организованная стратегическая сессия есть не спонтанное обсуждение, не «игра в кораблики», но место и время презентации результатов проведенных участниками до этого управленческих исследований. А правильное управленческое исследование есть не анализ фактов и текущих реальностей, но «рассказ о возможности», о том, чего еще нет, но что могло бы быть.
Как говорит профессор Александр Николаевич Сазанович, руководитель программы MBA «Стратегический менеджмент» в бизнес-школе МИРБИС и председатель совета директоров российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития»: «Менеджер работает только тогда, когда он что-то меняет». Стратегическая сессия есть форум, на котором обсуждаются проекты конкретных замышляемых участниками менеджерских изменений.
Как же сформулировать «техническое задание» на проведение стратегического исследования по той или иной теме, по той или иной возможности, которую мы хотим обсудить на стратегической сессии?
Самое главное, что требуется от докладчика по той или иной теме — это сформулировать гипотезу, выдвинуть предположение о том, насколько больше прибыли компания могла бы заработать, если реализует конкретное изменение, пойдет на конкретный шаг. Логический статус доклада на стратегической сессии — это утверждение в сослагательном наклонении, домысел по поводу будущих, еще не происшедших реальностей, «бизнес-план на салфетке». Нет однозначных научных основ для выдвижения безапелляционно истинных ответов в области еще не произошедших экономических действий, но большую долю в подобном утверждении занимает экспертное мнение, или, как говорит профессор Сазанович, «догадка» стратега.
Главный вопрос, на который нужно попросить ответить участников, докладчиков по конкретным темам, звучит так:
Каким образом предлагаемое вами нововведение позволит компании сэкономить затраты или увеличить выручку, тем самым повысив прибыль? На какие именно драйверы финансовой отдачи — объем продаж, средний чек, частота покупок, количество повторных покупок, количество рекомендаций, цены, производительность труда, пропускная способность производства, уровень прямых затрат, уровень накладных затрат, уровень брака и потерь, оборотный капитал и использование активов, стоимость заемных средств и т. п. — материально повлияет данная идея, и насколько именно? Можно ли выдвинуть предположение об экономическом эффекте (дополнительной годовой прибыли), который компания получит, воспользовавшись данной возможностью?
Это самое главное требование — обсуждать идеи не гуманитарно, но в цифрах потенциальной отдачи и необходимых вложений. Без этого рациональное обсуждение и принятие решений невозможно.
Далее в техническом задании на проведение управленческого исследования и подготовку доклада на стратегическую сессию необходимо попросить участника расшифровать те предпосылки, на которые он опирается, выдвигая свою гипотезу.
Если речь идет о внутреннем улучшении, следует попросить участника пролить свет на, например, следующие вопросы:
Если речь идет о внешнем, рыночном завоевании, следует попросить участника ответить, например, на следующие вопросы:
Конечно, это самые рудиментарные основы подготовки технических заданий на управленческие исследования, но, по крайней мере, они позволяют получить хотя бы самые общие представления об этом важном этапе подготовки к стратегической сессии.
Если у вас возникли вопросы, мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.
123100, Москва, Пресненская набережная,
дом 12, Башня Федерация
Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».