1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Есть ли в вашей компании Баба-яга, или Как оценивать стратегические альтернативы?

Есть ли в вашей компании Баба-яга, или Как оценивать стратегические альтернативы?

05.06.2017

    Одним из неизбежных этапов разработки стратегии является принятие решения о том, как мы собираемся оценивать и сравнивать между собой различные варианты действий, открытые перед нами, или так называемые стратегические альтернативы. В практике стратегического планирования для этой цели применяется огромное количество подходов.

    1. Есть общие критерии оценки. Например, модель Джонсона и Скоулза предписывает оценивать потенциальные стратегии с точки зрения соответствия ситуации (suitability), приемлемости (acceptability) и реализуемости (feasibility).
    2. Есть финансовые критерии. Анализ денежных потоков и подсчет чистого денежного дохода (NPV), точка безубыточности, срок окупаемости, анализ чувствительности и т. д.
    3. Есть конкурентные критерии. Модель пяти сил Портера оценивает стратегии с точки зрения жесткости конкуренции, рыночной силы относительно покупателей и поставщиков, угрозы появления новых участников и угрозы со стороны продуктов-заменителей.
    4. Есть рыночные критерии. Проводятся маркетинговые исследования, по итогам которых сегменты рынка оцениваются по объему, доступности, дифференцируемости (отличимости) от других сегментов, возможности активных действий.

    Все эти перечисленные традиционные методы страдают от «закутковости», от «паралича анализа». Оценка альтернативных стратегий этими методами есть «вещь в себе» — никогда не знаешь до конца, насколько можно доверять тому или иному методу или показателю, и, плюс ко всему, окончательная оценка стратегической альтернативы всегда остается за рамками анализа.

    В своей деятельности мы обнаружили подход, который превосходит все перечисленные инструменты и, главное, преодолевает «закутковость», «однобокость», «неокончательность» каждого из них. Этот подход называется «шесть шляп мышления Эдварда де Боно». Данный подход идеально подходит к оценке стратегических альтернатив в условиях группвого стратегического планирования, на стратегической сессии.

    Согласно данному методу, есть шесть, а точнее, пять точек зрения — или ролей, или «шляп мышления» — исходя из которых необходимо оценивать любую обсуждаемую идею, или стратегию.

    1. Белая шляпа беспристрастного «ученого». Данного человека интересуют только факты. Каковы цифры, данные исследований, объективная информация, в чем рациональное зерно идеи?
    2. Красная шляпа «художника», или «поэта». Этот человек — иррационалист, он излагает только свои эмоции по поводу высказанной идеи, свои ощущения, опасения, надежды, предложения. Никакого рационального обоснования! В пределах данной роли может иметь место только чистая интуиция.
    3. Желтая шляпа безудержного «оптимиста». Данный человек видит все в радужных тонах, он обязан найти положительные стороны и преимущества даже у самой на первый взгляд неприглядной идеи. Он говорит только плюсы.
    4. Черная шляпа беспощадного «критика». «Критик» испепеляет самую разумную идею, камня на камне не оставляет от любой самой хорошей и здравой мысли. Его задача — найти и высказать все опасения, все подводные камни.
    5. И, наконец, зеленая шляпа безбашенного «креативщика». Его задача — говорить не об обсуждаемой в настоящее время в группе идее, а о том, что еще, кроме нее, можно было бы сделать. Этот человек предлагает на первый взгляд безумные вещи.
    6. (Синяя шляпа «руководителя», последняя, шестая — это шляпа самого докладчика.)

    Используя данный метод на стратегической сессии, целесообразно разбиться на пять соответствующих данным шляпам подгрупп участников: каждая подгруппа совещается в течение двух минут и выдает свой «вердикт» относительной очередной прозвучавший стратегической идеи развития.

    По итогам обсуждения конкретной стратегической идеи в подобном формате в группе обсуждающих наступает ощущение «завершенности», «катарсиса». Относительно идеи, по поводу которой в компании ломали копья и не могли придти к окончательному согласию, возможно, годы, вдруг наступает успокоение, ситуация, когда все сидят «кругом короля Артура», и никому из участников нечего добавить, ибо все сказано — и самое хорошее, и самое плохое, и самое рациональное, и самое иррациональное. И можно, наконец, объективно принимать решение по данному вопросу.

    В зале суда есть прокурор и есть адвокат, и между двумя этими людьми есть конфликт. Устрани конфликт прокурора и адвоката из зала суда — и на выходе не будет правосудия. Именно «позиционный конфликт», «процедурная справедливость» является залогом «правосудия», или эффективного принятия решений. Люди исполняют решение суда, даже если они с ним не согласны — потому что сама процедура принятия решения в суде была справедливой. Шесть шляп мышления — это процедурная справедливость в действии, это справедливая процедура принятия стратегических решений. Стратегии, принятые к реализации с использованием данного метода, имеют больше шансов сбыться.

    Есть ли в вашей компании Баба-яга? В одной компании мы столкнулись со страшной женщиной-«главным бухгалтером», которую боялся даже собственник. Это была настоящая Баба-яга, которая «рубила на корню» все разумное, доброе и вечное. Ее циничный — цифровой, денежный — взгляд на жизнь не давал шансов никакой мало-мальски стратегической идее. Она была прожженным критиком, критиковавшим все и вся по определению. Но в процессе обсуждения стратегических альтернатив на стратегической сессии этой женщине досталась желтая шляпа оптимиста. По поводу очередной высказанной стратегической идеи ей нужно было встать, выйти и высказать только хорошее, только позитивное.

    Она никогда в жизни не была в такой ситуации. Для нее это был настоящий психологический шок. Но таковы были правила игры, деваться было некуда. Она вышла, открыла рот — и на глазах у изумленной публики страшная Баба-яга превратилась в прекрасную принцессу. Впервые в истории она не ругала, а хвалила чью-то идею. Человек переродился в этот момент.

    Вы знаете, есть греческое слово «экстаз». Оно означает «пребывание вне себя». Мы устаем играть самих себя по жизни, мы хотим быть другими, но не разрешаем этого себе, потому что есть гнет социальных ожиданий, что мы будем такими же, какими были прежде. Метод шести шляп мышления Эдварда де Боно — помимо того, что он позволяет объективно оценить идеи, наполненные риском, неоднозначностью и неопределенностью — ввергает людей в экстаз. Он заставляет их быть другими. Он социально освобождает человека, санкционирует — предписывает ему — смену его индивидуальности, его роли в обществе.

    Вы никогда не забудете стратегическую сессию, проведенную с использованием метода шести шляп мышления. Вы никогда не поверите тому духу, который родится в конце дня — и той эффективности разработанных бизнес-стратегий, которые породит группа в итоге стратегического планирования. Мы настоятельно рекомендуем вам применять этот метод.

    Смотрите также

      Как справиться со смешанной мотивацией. Принцип Евгения Печёрина

      02.09.2020

        Почему нам не следует критиковать других — даже из лучших побуждений

        08.10.2019

          Зачем компании становиться Digital?

          20.09.2019

            Цифровая двойниковизация промышленности

            20.08.2018

              Система мотивации директора по развитию

              29.08.2017

                Как только мне станет лучше, я сразу же пойду к врачу

                11.07.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».