1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Эксплуатируйте возможности, или Главный секрет, который утаивают учебники и программы MBA

Эксплуатируйте возможности, или Главный секрет, который утаивают учебники и программы MBA

02.06.2017

    Хочешь добиться успеха — сформулируй стратегию, синхронно поют предпринимателю со всех сторон разные голоса. Но что такое стратегия — этого никто до конца объяснить не может, и все противоречат друг другу. Как только предприниматель задумывается о том, что такое стратегия, и как ее следует формулировать, он попадает в дебри бизнес-теорий.

    Каков же главный сущностный признак стратегии? Иначе говоря, что делает стратегию стратегией? Есть целая плеяда бытующих теорий и практик на этот счет.

    Великолепная книга профессора Макгилльского университета Генри Минцберга «Школы стратегий» (переизданная несколько лет тому назад уже под буквальным переводом названия английского оригинала — «Стратегическое сафари» — М., 2013) перечисляет и описывает десять школ стратегического менеджмента. Не буду их здесь приводить — найдите, прочитайте, это лучшая книга о бизнес-стратегии, которую я знаю. «Взрыв мозга» и подрыв интеллектуальных устоев вам обещаю: приведенный автором каталог диаметрально различных «школ стратегий» не оставляет камня на камне от надежды на нахождение консенсуса по поводу того, что такое стратегия, что в ней главное.

    Лучше коротко пробегусь по тем «школам стратегий», которые существуют в обществе, но которые в основной своей массе не попали в книгу Минцберга, или попали в нее лишь частично.

    Профессор Александр Николаевич Сазанович, руководитель программы MBA «Стратегический менеджмент» бизнес-университета МИРБИС и председатель совета директоров российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» считает отличительным признаком стратегии качественный скачок, структурное преобразование капитала и за ним рынка. Невозможно со старой сохой вскопать новое поле, говорит профессор Сазанович. Суть стратегии в модернизации бизнес-процессов, в замене сохи трактором.

    Известный американский стратег Ричард Румельт обескуражен обилием «плохих стратегий», или прекраснодушных заявлений о будущем — деклараций о намерениях, оставляющих в тумане и неопределенности главные стоящие перед организацией проблемы, или вызовы. С точки зрения Румельта сущностным признаком «хорошей стратегии» является проблемно-ориентированность. Стратегия должна быть нацелена на критически важную главную проблему, стоящую перед организацией.

    С точки зрения профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера сущностной характеристикой стратегии является выбор конкурентного преимущества — определение масштаба конкуренции (работать на рынке в целом, или в узком сегменте) и типа конкурентного преимущества (дифференциация или лидерство в минимизации издержек).

    Гуру Роберт Каплан и Дэвид Нортон считают сущностным признаком стратегии наличие нефинансовых целей — связанных с внешним и внутренним состоянием компании, а также с непрерывным обучением и ростом.

    Бывший генеральный директор корпорации P&G Алан Лафли и его консультант Роджер Мартин считают, что главным содержанием стратегии является выбор области конкуренции («где мы будем играть?») и способа конкуренции («как мы будем выигрывать?»).

    Известнейший, культовый, неординарный мыслитель — и еще один гарвардский профессор в нашем списке — Клейтон Кристенсен указывает, что главное в стратегии — это предложение рынку так называемой «подрывной» инновации. «Подрывная» инновация — это упрощение и удешевление того, что предлагается на рынке сейчас.

    Недавно в личном разговоре с одним отечественным гуру — практиком бизнеса — вплотную столкнулись с интересным фундаментальным взглядом на стратегию, который называется теория игр. Авинаш Диксит и Барри Нейлбафф находят сущность стратегии в попытке превзойти соперника, зная, что соперник пытается превзойти вас. Глубокий, мудрый, первоосновный взгляд на стратегию.

    Нам нравятся все перечисленные высокие теории: каждая из них отражает какой-то аспект истины. При этом мы являемся прожженными практиками и прагматиками. Нас интересует только то, что действительно неотвратимо работает в бизнесе, и неизменно положительно влияет на бизнес.

    С нашей точки зрения, стратегия — на этапе ее разработки — является, в первую очередь, банком идей, портфелем инициатив, коллекцией смелых инноваций и рацпредложений, набором гипотез о возможностях компании. На этапе своей реализации стратегия представляет собой программу экспериментов, комплекс проектов развития, систему рыночного тестирования наших предположений, венчурный фонд внутриорганизационных изменений.

    Сущностный признак стратегии, с нашей точки зрения — это поиск, нахождение и эксплуатация новых возможностей. Возможности при этом являются не некими абстрактными перспективами будущего, но представляют собой конкретные действия, конкретные изменения. Возможности не являются целями: цель есть «откладывание на завтра того, что я боюсь сделать сегодня». Наши действительные возможности — это не будущая цель, но то, что мы можем начать делать по-другому незамедлительно.

    Именно поэтому возможностная школа стратегии так эффективна на практике, приводит бизнес к быстрым, почти немедленным результатам. При этом не следует недооценивать длину горизонта стратегического планирования, построенного в возможностной школе. Данный подход к стратегии долгоиграющ, т. к. долгоиграющи его результаты. Ведь стратегия — это не то, что я буду делать на протяжении следующих пяти лет; стратегия — это то, что я начну делать сегодня, то, как я сегодня начну действовать иначе — чтобы иметь на протяжении следующих пяти лет иные результаты. Стратегия — это смена модели поведения, это изменение привычек организации.

    Очень важной стороной возможностной стратегии является то, что она представляет собой не просто программу действий, но и программу обучения. Возможностная стратегия как губка впитывает обратную связь от среды: какие-то предположения о возможностях оказываются неверны, какие-то оказываются более чем верны (реальные результаты превышают предположения), непрерывно появляются новые возможности. С каждым днем реализации стратегии мы знаем о среде и о наших действительных возможностях и перспективах все больше и больше (вполне возможно, что это знание является главным продуктом стратегии, а рыночные и финансовые результаты лишь промежуточным продуктом стратегии — свидетельством, подтверждающим или опровергающим наши стратегические идеи). Стратегия — это систематическое экспериментаторство на рынке.

    При этом следует отметить, что возможностная школа стратегии — это не бессодержательный оппортунизм, не конъюнктурное поведение на рынке. Возможности необходимо формировать, исследовать и воплощать в жизнь регулярным образом, комплексно, структурированно. Возможности необходимо проектировать. Возможностный подход к стратегии — это не просто спонтанные вспышки озарений, это дисциплина, добродетель, мировоззрение, ритуал, инструментарий, технология и методология. Это иная традиция ведения бизнеса, иная форма его существования на рынке.

    Подходите ко всем стратегическим теориям с долей скепсиса, в том числе и к возможностному подходу к стратегии — но призываю вас обязательно попробовать его. Результаты могут превзойти все ваши ожидания.

    Забудьте о проблемах. Морите проблемы голодом. Эксплуатируйте возможности!

    Смотрите также

      Группа компаний «Целди-Вита» разработала стратегию

      В группе компаний «Целди-Вита», лидере здравоохранения Вологодской области, прошла стратегическая сессия. Участники сформулировали стратегию развития, направленную на создание превосходного клиентского сервиса.

      09.02.2023

        Отзыв по результатам проведенной 11-12 мая 2018 г. стратегической сессии в компании «Комтранс»

        21.02.2020

          На каких принципах реализуются проекты развития с участием РКГ «Стратегии устойчивого развития»

          04.04.2019

            Проведена стратегическая сессия АО «СТП-Липецкое станкостроительное предприятие»

            25.01.2019

              Форма и содержание стратегии, или Как не следует разрабатывать стратегию региона

              04.04.2018

                Какова результативность проведенных вами стратегических сессий? Есть ли у вас неудачи?

                08.08.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».