1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Цифровизация приходит извне, говорят гуру. Но иногда цифровизация приходит изнутри: кейс компании «Кодак»

Цифровизация приходит извне, говорят гуру. Но иногда цифровизация приходит изнутри: кейс компании «Кодак»

23.09.2019

    Отличий между разработкой обычной стратегии и разработкой стратегии цифровизации не так много, как считают доки.

    Разрабатываем сейчас с коллегами по цеху интересное высокотехнологичное предложение для рынка профессиональных услуг. И коллеги поделились откровением, полученным в институте Адизеса по этому поводу. Выработка стратегии в «классической ресурсной модели» и выработка стратегии цифровизации различаются, говорят адизесовцы, тем, что в последнем случае «внутри компании знаний о том, что можно делать по-другому, может и не быть». Цифровизация, мол, такая эзотерическая тема, что без внешних экспертов, которые подскажут и помогут, пускаться в тяжкие бесполезно.

    Я ни в коем случае не против внешних экспертов. Я «за»: я сам внешний эксперт.

    И вместе с тем, не могу не вспомнить в этой связи сакраментальный кейс компании «Кодак». Все знают этого бесспорного лидера фотографической отрасли, безоговорочно доминировавшего на протяжении десятилетий — окутавшего весь мир своими пленками, камерами, розничными точками по проявлению и печати фотографий. И все знают, как компания «Кодак» бесславно проиграла рынок цифровой фотографии соперникам и сейчас влачит жалкое существование.

    Ну хорошо, в 90-х годах еще можно было заблуждаться, но — уже вовсю угасая — «Кодак» посмел развернуть масштабную рекламную кампанию о неотъемлемых преимуществах его нецифровой фотографии аж в 2007 году! Компания питала пустые иллюзии, отторгала цифровизацию до конца.

    Все знают эту историю. Но я хочу задать вам вопрос — знаете ли вы, кто изобрел цифровую фотографию? «Кодак»! Еще в 1975 году инженер «Кодака» Стивен Сассон построил первую в мире цифровую фотокамеру.

    «Кодак» не просто внутри компании знали все о цифровизации, о том, что можно делать по-другому в фотографии — они знали это намного ранее всех прочих, за несколько десятилетий до того, как это произошло. Проблема компании «Кодак» с цифровой трансформацией была вовсе не научная, не технологическая, не знаниевая — но моральная. И многочисленные исследования и опросы в области цифровизации, больших данных, искусственного интеллекта подтверждают эти выводы. См., например: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2019/07/28/807480-bolshih-dannih

    Наш предварительный вывод заключается в том, что компании зачастую прямо внутри самих себя обладают знанием о том, что можно делать по-другому — но почему-то не могут им воспользоваться. Не хватает силы воли, не хватает воображения, не хватает решимости. Компаниям зачастую не хватает не внешнего знания, но «внутреннего знания» — убежденности в том, что конкретный путь является наилучшим среди всех прочих. А эта проблема решается не столько привлечением внешней экспертизы, но правильной организацией внутренней работы над открытыми перед компанией возможностями, «разговором о возможностях».

    Помните историю о человеке, который продал ферму, чтобы на вырученные деньги пуститься в бриллиантовую лихорадку? И как потом самый большой в мире бриллиант нашли ровно на той ферме, которую он продал?

    Не спешите звать внешних экспертов осуществить цифровую трансформацию в вашей компании. Для начала внимательно, структурированно прислушайтесь к тем голосам, которые звучат по поводу новых технологий прямо внутри вашего коллектива. Там могут быть бриллианты.

    Смотрите также

      Как отличить подлинную возможность от миража и фантома

      24.09.2018

        Метод перекрестного проектирования поведения

        14.08.2018

          О корпоративных преобразованиях

          24.05.2018

            Форма и содержание стратегии, или Как не следует разрабатывать стратегию региона

            04.04.2018

              Этический кодекс консалтингового проекта

              31.08.2017

                Где неправы Эйзенхауэр и Кови, или Почему срочное не бывает важным

                19.06.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».