1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Что такое стратегическое мышление?

Что такое стратегическое мышление?

30.06.2017

    Есть ряд близких взаимосвязанных понятий, которые «витают в воздухе» теории и практики менеджмента, но которым нелегко дать определения и понять, как они соотносятся друг с другом. Эти такие всем известные и широко пропагандируемые слова как «лидерство», «предпринимательство» и «стратегия». Они интуитивно понятны каждому, но ухватиться за них, установить в чем же их сущность (и в чем различия между ними) непросто.

    Известный британский автор Джей-Си Спендер усмотрел ядро этих всех трех понятий в «работе с неопределенностью». Отличительной чертой бизнеса является «туман на поле боя», «нехватка объективной реальности», пишет он в своей недавней книге (J.-C. Spender, Business Strategy: Managing Uncertainty, Opportunity, and Enterprise, OUP, 2014). Если бы действующие причинно-следственные связи были до конца ясны, стратегия была бы не нужна: достижение успеха превратилось бы в прямолинейную аналитическую задачу. Вызов предпринимателя состоит именно в том, чтобы справиться с нехваткой важной информации, суметь сформировать замысел победы в неведении и суметь вырвать эту победу из «тумана неопределенности». Предпринимательство, лидерство и стратегия суть эквивалентные понятия, пишет Спендер, означающие умение, способ, процесс, социальную функцию по работе с неопределенностью, по совладанию с неопределенностью. За неимением предложения автора на эту тему назовем этот обобщенный гремучий навык по борьбе с неопределенностью «стратегическим мышлением» (мне кажется, вполне уместное применение данного словосочетания).

    Что же лежит в основе стратегического мышления? Каков глубинный прагматический смысл лидерства, предпринимательства и стратегии? В чем состоит фундаментальный метод преодоления неопределенности?

    С нашей точки зрения, это гипотетический образ мысли. Стратегическое мышление — это гипотетическое, или, если использовать русское слово, предположенческое/предполагающее мышление. Это способность выдвигать и проверять гипотезы, или предположения о том, какие возможности могли бы стать действительностью для компании.

    Приведу несколько примеров.

    1. Гипотеза №1 (ритейл). «Компания может увеличить выручку на 20% в течение года, если с каждого существующего клиента будет брать больше денег (больше, быстрее, дороже, чаще)».
    2. Гипотеза №2 (промышленное производство). «Компания может увеличить прибыль на 6 млн. руб. в год при сохранении текущих объемов производства, если добьется снижения потерь от брака на 10% за счет усовершенствования системы контроля качества».
    3. Гипотеза №3 (информационные технологии). «Компания может четырехкратно увеличить выручку в направлении программных систем и в среднесрочной перспективе стать доминирующим отраслевым поставщиком, если бесплатно обеспечит своими программными комплексами все профильные вузы и ссузы на территории РФ и сопредельных государств, в дальнейшем используя эти площадки как центры компетенций для проведения экспертных семинаров».

    Стратегическое мышление — это способность оперировать подобными бизнес-идеями, подобными финансово-рыночными предположениями. Стратегическое мышление — это мышление в сослагательном наклонении, способность «подняться над ситуацией», способность представить, как можно было бы работать по-другому — и представить это в форме конкретных действий и предполагаемых финансовых результатов. Данная способность свидетельствует о «неукоренности в настоящем», о «сбитости резьбы», о «ренегатности» внутренней динамики человека. И она свидетельствует о всеобъемлющей коммерческой и финансовой жилке в инновационном ходе мысли человека.

    Стратегия суть умение «хвататься за еще несуществующее», искусство вызывать к жизни новые финансовые потоки. Как осуществляется данное «хватание»? Путем выдвижения гипотез о возможном.

    И еще один важнейший аспект, характеризующий стратегическое мышление — это способность обучаться, способность к опровержению собственных гипотез, к признанию своей неправоты. Стратегическое мышление не просто выдвигает гипотезы, но инициирует проекты развития, или ставит эксперименты. С нашей точки зрения именно в этом, в развитии портфеля экспериментов состоит суть «управления знаниями», или «обучающейся организации». Именно в этом секрет «фабрики инноваций», или «проектного конвейера» в бизнесе, двигатель непрерывного обучения и накопления знаний в человеке и в компании.

    Итак, подводя итог, стратегическое мышление — это, во-первых, гипотетический образ мысли (проактивное возможностное мышление), и, во-вторых, экспериментальный образ действия (непрерывное обучение, или непрерывное накопление интеллектуальной собственности).

    Именно этот навык необходимо развивать в сотрудниках; именно он является несущей основой и долговременным итогом любого корпоративного стратегического планирования. Проведение стратегической сессии, помимо своих непосредственных результатов, одновременно является и мощнейшим прикладным мастер-классом по стратегическому мышлению для всех участников.

    Смотрите также

      Проведена брейнсторм-сессия компании «Бизнес-Недвижимость»

      15.02.2021

        «Дайте я сначала наберу команду, а потом уже стратегическая сессия…»

        21.09.2018

          Форма и содержание стратегии, или Как не следует разрабатывать стратегию региона

          04.04.2018

            Как Илон Маск наказал Россию, или Притча о Давиде и Голиафе

            12.02.2018

              Какова результативность проведенных вами стратегических сессий? Есть ли у вас неудачи?

              08.08.2017

                Стратегия ухудшения продукции

                17.07.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».