1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Болезни стратегических сессий

Болезни стратегических сессий

26.10.2017

    Сегодня большинство российских компаний проводят стратегические сессии — по нашей оценке таких компаний около 80%. Практически мы имеем сегодня на руках такую ситуацию, что стратегическая сессия превратилась в де-факто стандарт принятия важнейших решений в российском бизнесе. Однако подавляющее большинство компаний проводят эти потенциально прорывные для компании мероприятия из рук вон плохо, растрачивают потенциал этих встреч попусту. В сегодняшней заметке хотелось подчеркнуть ряд таких ошибок — «болезней» стратегических сессий — в надежде на то, что, если и когда вы приметесь проводить стратегическую сессию в своей компании, чтобы вы смогли предотвратить наиболее вопиющие из них.

    Итак, стратегические сессии, в том виде, в котором они проводятся в большинстве российских компаний сейчас, страдают от следующих видов деградации:

    Первая болезнь стратегических сессий — это их нивелирование до обычного бюджетного процесса. Совещания, на которых должна обсуждаться стратегия, превращаются в обычное годовое бюджетное планирование, в прямолинейное установление планов на следующий период, в простую экстраполяцию существующих трендов в будущее. Собрались, обсудили показатели за предыдущий период, умножили их на 10–15% для следующего периода, похлопали, разошлись. Назвали почему-то все это стратегической сессии. В данном случае не принимается никаких инновационных решений, но просто эксплуатируется уже имеющийся расклад и состав сил.

    Вторая болезнь стратегических сессий — они превращаются в выяснение отношений между отделами. Часто разговоры о стратегии сводится к выискиванию проблем и взаимным обвинениям. Разговор ведется практически исключительно в негативном ключе, как это и предписано «проблемным подходом». Перемываются косточки друг другу, идут скандалы, иногда слезы, все друг перед другом оказываются виноваты — подразделения друг перед другом, руководство перед сотрудниками, сотрудники перед руководством — «а воз и поныне там».

    Третья болезнь стратегических сессий — «заезженность формата». Когда раз за разом используется одна и та же процедура работы, то она наскучивает приедается, теряется инновационность, креативность обсуждения, иссякает поток свежих идей. У нас есть клиент: компания существует уже 11 лет на рынке, и уже 11-ый раз подряд проводит уже 11-ю стратегическую сессию. Поначалу, в первые разы, в первые годы, стратегическая сессия несла новое, приводила к принятию инновационных решений. На 11-й год это мероприятие превратилось в еще одну бюрократическую процедуру. Люди понуро к ней готовятся, ничего от нее не ожидая.

    Четвертая болезнь стратегических сессий — это так называемый фасилитационный подход к стратегической сессии. В это случае разговор о стратегии остается поверхностным, неглубоким, несерьезным, решения на выходе получаются некачественные. Объявляется стратегическая сессия, собирается группа, приезжает массовик-затейник и почти без подготовки организует «игру в кораблики». Люди хорошо проводят время, отдыхают и развлекаются, но реальный долговременный итог от подобных мероприятий стремится к нулю.

    Наконец, пятая болезнь стратегических сессий, которую мы наблюдаем время от времени — это «функциональная предвзятость», «функциональная асимметричность» этих мероприятий. В данном случае стратегические сессии по тем или иным причинам начинаются восприниматься компаниями не как межфункциональные и общекорпоративные, но как направленные на достижение профессиональных результатов конкретно той или иной функции в компании, того или иного подразделения. Например, иногда проводятся стратегические сессии с ярко выраженной коммерческой ориентированностью: это событие воспринимается как событие коммерсантов и для коммерсантов, и обсуждаемые в его рамках идеи в основном носят коммерческий характер и ориентированы на повышение продаж. Или наоборот, бывают стратегические сессии с ярко выраженной техническим фокусом. При этом данное мероприятие воспринимается в основном как проектно-конструкторское совещание, нацеленное на выработку новых технических решений, созданию новых продуктов. «Функциональная ориентированность» стратегических сессий «купирует» возможности, заранее цензурирует разговор, отдает предпочтение второстепенному в ущерб главному и стратегическому.
    Все эти перечисленные «болезни» приводят к тому, что потенциал стратегической сессии в обеспечении кратного развития компании радикально недоиспользуется, стратегии, формулируемые на выходе этих мероприятий получаются «увечные», неэффективные, усилия компаний и их сотрудников, посвященные подготовке и проведению этих мероприятий, пропадают даром или почти даром.

    Решением является отказ от традиционных подходов к стратегической сессии и подход к ней как к жесткой технологии, как к еще одному «производственному процессу («продукцией» которого являются высокоприбыльные идеи о развитии бизнеса). Предлагаем вам рассмотреть и примерить на себя следующее авторского определение стратегической сессии, предложенное Евгением Печёриным:

    Стратегическая сессия — это формализованное, подготовленное, одно-, двух- или трехдневное совещание высшего руководства и ключевых сотрудников компании по поводу судьбоносных решений для компании в отношении рынков, клиентов, партнёров, направлений развития, в целом бизнес-модели.

    Итогом стратегической сессии является одна или несколько гипотез об очередном этапе развития компании, нацеленном на изменение раскладки конкурентных сил в отрасли.

    Соответствуют ли те «разговоры о стратегии», которые имеют место в вашей компании, приведенному определению? Если соответствуют, у вас есть все шансы на стратегический успех. Если нет, ваши шансы на успех заметно ниже, а шансы на то, чтобы подхватить одну из перечисленных выше болезней, наоборот повышаются.

    Смотрите также

      Продавай, не продавая: как получать удовольствие от бизнеса, не теряя веру в человечество

      Продажи — вид деятельности, который сопровождает нас на каждом шагу: много раз в день ты что-то продаёшь сам, либо тебе что-то пытаются продать. Нам нравится, когда продажа происходит без давления, без уговаривания.

      06.03.2023

        10 причин провести «возможностную» стратегическую сессию

        Задумались о проведении стратегической сессии? Обратите внимание на «возможностную» школу стратегического планирования.

        17.05.2022

          Новые тренды в цифровом маркетинге

          09.08.2019

            Не пытайтесь вскипятить океан, или Почему стратегический анализ не работает

            09.07.2019

              Двойной и неочевидный смысл инвестиций в стратегию, или Почему многие стратегии вырождаются в печальное мелкотемье

              13.09.2017

                Критерии и ограничители стратегии второго (уточняющего) уровня

                16.08.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».