1. Главная страница
  2. Материалы от ООО «Стратегии устойчивого развития»
  3. Статьи
  4. Аккуратное определение понятия стратегии, подходящее для подготовки на неё ТЗ

Аккуратное определение понятия стратегии, подходящее для подготовки на неё ТЗ

13.10.2017

    Профессор А. Н. Сазанович
    «Заметки и размышления о стратегии»

    Любая крупная работа при верном подходе к делу, вероятно, должна начинаться с подготовки ТЗ (Технического Задания) на неё: что от этой работы в конечном итоге хотят получить на её выходе заказчики в целом и по элементам спецификаций этого цельного тоже. Отсутствие ТЗ ведет к японскому «мура» в лин менеджменте.

    Разработка стратегии в большинстве случаев — это крупная работа: надо осмотреться (по сторонам и в даль), надо (во временной дали) разглядеть для бизнеса новую возможность, надо увидеть предположительный способ достижения этой возможности, надо оценить реализуемость (реалистичность) этого способа, надо рассчитать экономический и личностные эффекты от реализации выбираемого варианта развития, наконец, надо каскадировать во времени и по исполнителям частные действия по реализации предпочитаемой альтернативы развития. И даже если последнюю часть, каскадирование, исключить из общих работ по стратегии, то и оставшиеся проработки — это весьма большая работа. А раз труд по подготовке стратегии носит объёмный характер, то и её разработку желательно всегда предварять подготовкой соответствующего ТЗ.

    При этом в ТЗ нужно закладывать именно те требования, которые соответствуют разработке стратегии, а не работам «вокруг да около» и не работам в части «малярного искусства» инфографик. А первым элементом, который закладывает главные критерии и ограничители того, какой продукт аналитической и творческой деятельности является именно стратегией, выступает само определение этого понятия (т.е. стратегии). Но в таком случае «определения» как таковые в бизнесе имеют смысл только тогда, когда они не просто поясняют «о чём это примерно» и из «какой это оперы», а максимально точно и всесторонне очерчивают сам определяемый объект, как свод основополагающих требований перед разработчиками к их будущей работе.

    Есть и второе обстоятельство важного свойства. В современных документах по управлению бизнесом в передовых компаниях стало принятым приводить определения используемых в них терминов, таких, например, как KPI, КФУ, бизнес-процесс, … и т.д. И эту складывающуюся традицию нужно всемерно приветствовать. Но мне не доводилось ни разу видеть как в документах, озаглавленных стратегией, в которых приводились определения многим терминам и категориям, приводилось определение тому продукту, которому был посвящен сам этот документ. Не странно ли это?

    Давайте, исходя их этого, и попробуем свести воедино все те немалочисленные, признаки, черты, ориентиры и ограничители, которые свойственны современной стратегии и которые аккуратно последовательно оговаривались в предшествующих размышлениях.

    Тогда, объединяя ранее высказанные признаки стратегии, нужные для её исследования, подбора, формулирования и оценки реализуемости, при разработке стратегии и ТЗ на неё следует придерживаться следующего сущностного определения.

    Стратегия — это плановый документ, определяющий направление «главного удара» в рыночном и ресурсно-организационном развитии организации, с рубежом, который формирует её качественно новое обликовое будущее состояние (обычно в горизонте планирования 3, или 4, или 5 лет) относительно её роли и места в расстановке отраслевых сил и который создаёт активы нового поколения с их значительно большей рыночной стоимостью и новым уровнем их инвестиционной привлекательности. Данный документ определяет выбранный на перспективу диапазон и границы видов деятельности, которые будет вести организация; особую структуру ресурсов, технологий и компетенций бизнеса; главные разделяемые коллективом ценности внутреннего уклада жизни; её конкурентные отличия в действующих активах по годам реализации стратегии (создающие каждый раз «модель прибыли» достаточную для запланированного роста), а также механизмы и темпы достижения стратегических рубежей за доступные организации средства. Одновременно стратегия — это решения, в соответствии с которыми компания распределяет ресурсы в текущее время (сейчас), чтобы достичь долговременных целей в будущем.

    Из полученного определения, если его мысленно взвесить и оценить, получается, что разработка стратегии действительно ставит перед собой очень высокую планку, как с точки зрения развития, так и с точки зрения обязательных побед в текущей конкуренции и поэтому оборачивается весьма тяжёлым грузом работ. Поэтому далее остаются открытыми два вопроса.

    А всем ли компаниям для разных этапов их рыночной деятельности одинаково нужна стратегия полного объёма? И какой процент компаний живут по стратегии, а какой вовсе без них?

    И второе, поскольку всё-таки главным «камнем преткновения» в сложности разработки стратегии является не трудоёмкость самой этой работы, а рыночно-инновационно-технологическая слепота разработчиков, то как избавить и обезопасить компании от слепоты взглядов в будущее и как реализовать для этого новый вид труда по полномасштабному «управлению кругозором компании»?

    Давайте данные тематики рассмотрим в последующих заметках и размышлениях по стратегии.

    Александр Сазанович

    Об авторе

    Александр Николаевич Сазанович — председатель совета директоров российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития», руководитель программы MBA «Стратегический менеджмент» бизнес-университета МИРБИС, д. т. н., профессор**

    Смотрите также

      Почему стратегия и инвестиции исключают друг друга

      04.09.2019

        На каких принципах реализуются проекты развития с участием РКГ «Стратегии устойчивого развития»

        04.04.2019

          Краткий чек-лист по использованию больших данных

          16.08.2018

            Второй день стратегической сессии: как обеспечить «взлет» стратегических проектов?

            15.05.2018

              Урок безбюджетного маркетинга от мамы-предпринимателя

              23.11.2017

                Эффект Тома Сойера, или Как преодолеть сопротивление персонала

                28.06.2017

                Остались вопросы?

                Если у вас возникли вопросы,  мы с радостью вам поможем. Оставьте заявку на обратный звонок и наш менеджер перезвонит вам в течение 24 часов.

                123100, Москва, Пресненская набережная,
                дом 12, Башня Федерация

                Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

                Информация, приведенная на настоящем сайте, является интеллектуальной собственностью российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» и не подлежит копированию, перенесению на иные носители, либо любому другому использованию для каких-либо иных целей, нежели сотрудничество с российской консалтинговой группой «Стратегии устойчивого развития».