Стратегическая сессия как управленческий инструмент используется довольно широко. По крайней мере, это словосочетание звучит часто — в последнее время не только применительно к коммерческим компаниями, но и к государственным структурам.
Однако то, что на самом деле происходит на этих мероприятиях — очень отдалённо напоминает стратегическую сессию, а часто и вообще не имеет с ней ничего общего.
В своей статье мы обращаем Ваше внимание на главные факторы, которые могут сделать Вашу стратегическую сессию более продуктивной.
- (1) Подготовка к стратегической сессии: часто никакой подготовки вообще не проводится. Участники стратегической сессии «вчера» узнали, что будет мероприятие, а «сегодня» — они уже на мероприятии. Участникам не понятно, что будет происходить, что за сценарий стратегической сессии, поэтому люди в основном напряжены, много времени уходит на то, чтобы их «растормошить» и вовлечь.
- Рекомендация №1. Готовиться к стратегической сессии нужно обязательно. Подготовленный участник — это мотивированный участник. И если этот фактор мы с Вами обеспечили, то стратегическая сессия пройдёт на «ура».
- (2) Другая крайность — огромный объём аналитической подготовки. Анализируются все сферы деятельности компании без разбору, как будто в полученных гигантских объёмах можно будет найти что-нибудь ценное. Это настоящий паралич анализа — килограммы бумаги, мегабайты таблиц и данных. Что использовать — не понятно.
- Рекомендация 2. Проводите глубокую аналитику не из общих соображений, а исключительно по выработанным заранее «гипотезам» — предположениям о наиболее вероятных и «грибных» вариантах развития компании. По этим вариантам нужно сделать «расчёты на салфетке» о возможном экономическом эффекте и необходимых инвестициях в случае реализации гипотезы.
- (3) Собственно, сама стратегическая сессия, как она организована. Зачастую процесс стратегической сессии напоминает пленарное заседание — докладчик выступает в режиме монолога, аудитория слушает. Обсуждение и вовлечение аудитории как самый ценный ресурс не используется. Весь спектр мнений не заслушивается. Методики учёта мнений нет. Преобладает мнение модератора или первого лица компании.
- Рекомендация 3. Стратегическая сессия — это управляемое горение, столкновение мнений, конфликт взглядов. Именно такой подход обеспечивает самое всестороннее обсуждение и качественные результаты. Разожгите огонь, подпитывайте его через игровые роли участников стратегической сессии. Пусть люди высказываются не от своего имени, а из каждый раз новой роли. То, что не простительно сказать конкретному человеку, прощается роли, из которой он говорит.
- (4) Высказанные мнения не фокусируются на выборе главного направления. На чём фокусируемся? Какие принимаем решения? Обменялись мнениями и разошлись, ощущение не завершенности, деятельного посылает нет.
- Рекомендация 4. Обсудив варианты, сужайте фокус, выбирайте главное направление приложения усилий всей команды. Ресурсы ограничены, и сделать всего понемногу — это проявить управленческое бессилие. Смело отказывайтесь от альтернатив, которые не получают поддержки по выбранным Вами критериям. Если уж они и важны Вам по каким-то причинам, вернётесь к ним позднее. А сейчас направьте энергию команды туда, куда команда сама хочет её направить. Не бейте людям по рукам.
- (5) Результаты стратегической сессии. Стратегическая сессия часто не завершается проектами. И вообще ничем не завершается. Ожидать изменений в этом случае не приходится. Зато галочка поставлена: стратегическую сессию провели!
- Рекомендация 5. Наберитесь управленческой воли и переработайте результаты стратегической сессии в формате запущенного контура проектного управления. Начните с наиболее очевидных проектов, добейтесь маленьких побед в простых проектах, не замахивайтесь сразу же на большой объём. Ешьте слона маленькими ложками. Если Вы запустите проекты развития в компании, люди будут ощущать очевидную связь: если проведена стратегическая сессия – то есть результат, который точно не растворится в рутине!
Желаем Вам продуктивных стратегических сессий!
Евгений Печёрин