Сегодня прошла открытая стратегическая сессия «Вызовы инноватора» с предпринимателем и визионером из США Дэном Кэффии. Приехав в Челябинск из штата Юты — или «американского Челябинска», как пошутил спикер — господин Кэффии поделился своей философией с молодыми предпринимателями, «стартаперами» и учеными нашего консервативного и, по всей видимости, не очень «предпринимательского» региона. Дэну Кэффии есть от чего отталкиваться: его компания Neutron Interactive (www.neutroninteractive.com) выросла с нуля до годовых оборотов около $20 млн. всего за пять лет. Господин Кэффии никогда и нигде не работал, но только открывал компанию за компанией прямо с первого курса университета. Как он признался, у него «есть проблемы» с работой по найму: он абсолютно не приспособлен к тому, чтобы работать под чьим-то началом.
Какой же самый важный совет дал начинающим предпринимателям предприниматель опытный на прошедшей встрече? Обобщенно, я бы выразил его главный тезис так — гни свою линию. Дэн Кэффии посоветовал аудитории найти и прослушать в Интернете запись выступления Стива Джобса десятилетней давности перед выпускниками Стэнфордского университета. Я нашел и просмотрел этот видео-эпизод после встречи. В тот день Стив Джобс, основатель Apple, сказал выпускникам: «Помни, что ты умрешь». Живи каждый день так, как если бы это был твой последний день. Помнить о смерти означает «избавиться от иллюзии о том, что тебе есть что терять», сказал Джобс. Терять тебе нечего, «ты уже голый» и «уже на пороге смерти», поэтому нет абсолютно никаких причин «не следовать своему сердцу».
Первый и самый важный урок, который преподнес Дэн Кэффии слушателям — это «быть немного сумасшедшим». Если ты говоришь о своей идее с людьми, и все соглашаются, что твоя идея хорошая — значит твоя идея плохая! Предпринимательские идеи не могут быть широко разделяемыми. Если тебя все хлопают по плечу в ответ, есть ты встречаешь всеобщее одобрение — значит ты не делаешь ничего по-настоящему нового и прорывного.
Второе — найди партнера. Заниматься бизнесом — это все равно что «жевать стекло», процитировал спикер слова Марка Андриссена, легендарного основателя Netscape. Подчас это становится невыносимо и кажется, что выдержать это невозможно. Именно в эти моменты не остаться одному, но найти поддержку в партнере — критически важно и спасительно.
Третий урок состоит в инициативе, в смелом шаге в неизвестность. Самое важное в стартапе — это, собственно, to start up, т. е. начать! Очень сложно развивать компанию, которая не была учреждена, пошутил предприниматель. Начните делать хоть что-то, не работайте над вашей идеей до потери пульса — вы все равно не сделаете ее идеальной, в ней все равно будут прорехи, и большие. Единственный способ их обнаружить и приблизиться к их устранению — это начать действовать.
И, наконец, четвертое — начав, не останавливайся. Падай, поднимайся, отряхивайся, иди дальше. Не прекращай созидать — и, в конце концов, у тебя обязательно что-то получится. Именно в этом состоит истинный «секрет успеха», поведал Дэн Кэффии, и сравнил ситуацию с боксерским боем. До тех пор, пока тебе удается выдержать все удары и устоять на ногах, у тебя есть шанс на победу. Побеждает в бизнесе тот, кто не упускает этот шанс.
«Как же найти финансирование, ресурсы на то, чтобы открыть дело?», — спросили из зала. Проблема вовсе не в ресурсах, ответил господин Кэффии. Да, многие бизнес-предприятия требуют серьезных активов и серьезных денег на их открытие. Например, предприятия Илона Маска — запуск космических кораблей, электромобили — они требуют гигантских вложений. Но ведь Илон Маск не сразу стал ими заниматься, подчеркнул господин Кэффии. Его первый проект — это система интернет-платежей PayPal, программное обеспечение для которой он написал собственноручно на своем компьютере. «Угадайте, сколько денег он на это потратил?» — задал Дэн Кэффии риторический вопрос в зал. Многие бизнесы не требуют больших вложений на первоначальном этапе, подытожил спикер, поэтому начинайте с них, а уже вторые и третьи предприятия можете открывать в капиталоемких отраслях.
Отвечая на кейсы слушателей — по поводу проектов в области легкой промышленности, в области высоких технологий — Дэн Кэффии подчеркнул, что самое главное — это экспериментировать. Не надо долго думать и много инвестировать, нужно как можно быстрее и как можно дешевле построить всего один экземпляр (прототип, модель) того, что вы хотите производить и продавать — и тотчас же пойти с ним к рынку и начать получать рыночную обратную связь.
«Как продать новую технологию человеку, который не до конца понимает преимуществ этой технологии?» — спросили из зала. Продавайте не технологические преимущества вашего продукта, но его «модность», «крутость» (coolness), сказал выступающий. Электромобили существовали задолго до Илона Маска, но именно он их сделал «классными», красивыми, «модными», такими, что их хочется купить и на них хочется ездить. Технология с точки зрения покупателя — это в первую очередь мода на эту технологию.
Дэн Кэффии прекрасный фотограф, коллекционирует старые советские и немецкие фотоаппараты, сам проявляет негативы в темной комнате. У его снимков великолепные приглушенные цвета. Несмотря на то, что он живет в штате Юта (т. е. столице мормонского вероучения, включающего обычай многоженства), у него всего одна жена, чему он смеясь говорит, что очень рад, т. к. и этого «более чем достаточно».
Открытая стратегическая сессия «Вызовы инноватора» с Дэном Кэффии прошла при поддержке Генерального консульства США в Екатеринбурге (Майкл Ричи и Михаил Бродский), студии йоги Yoginn (Кирилл Яненко), совета молодых ученых ЮУрГУ (Яков Шмарин) и российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития».
Алексей Пан